Спасательный круг
Первое сообщение о происшествии 15 июля поступило в столичный Центр управления в кризисных ситуациях (ФКУ ЦУКС) в 8.39, а в 8.45 на место уже прибыли спасательные подразделения. Из метро оперативно эвакуировали больше тысячи человек, а дальше началась операция по спасению людей, заблокированных внутри искореженных вагонов поезда. Тяжелопострадавших за считаные минуты доставили в больницы на вертолетах Московского авиационного центра. В общей сложности на месте аварии в районе парка Победы около суток работали 22 спасательно-пожарных подразделения МЧС численностью около 150 человек.
Нельзя не признать тот факт, что работа спасателей с каждым годом становится все более систематизированной и как следствие эффективной. Речь идет не только о взаимодействии внутренних структур МЧС и служб помощи, но и о расширении сферы активности. Например, 15 июля на Кутузовском проспекте сотрудники МЧС, помимо спасательных работ, контролировали и дорожно-транспортную ситуацию, передавая данные об обстановке на дороге в оперативный штаб через скайп. Сам штаб под ярко-оранжевым навесом раскинули у станции метро «Парк Победы», здесь сразу же оборудовали мозговой центр, куда на десятки компьютеров стекалась вся необходимая информация. Такой штаб всегда формируется при крупных чрезвычайных происшествиях, пожарах для координации работы всех спасательных частей.
В управлении МЧС по ЦАО, располагающемся на Малой Кисловской улице, недалеко от «Арбатской», все той же злополучной «синей» ветки, на сегодняшний день работает почти 900 спасателей, содержится 56 единиц различной техники, ежедневно на службу заступает 36 пожарно-спасательных машин. Как уверили корреспондента «МЦ» во время небольшой экскурсии в управление, имеющихся в распоряжении окружного подразделения сил хватает для ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасения людей.
СИТУАЦИЯ В ЦЕНТРЕ
Вообще центр Москвы не подвержен риску стихийных бедствий и крупным техногенным катастрофам, в основном потому, что здесь хорошо налажена система предупреждения и мониторинга чрезвычайных ситуаций. Чаще всего в ЦАО выезды спасателей происходят на пожары и задымления, а также ДТП, обвалы грунта. В целом подразделение МЧС реагирует на все ситуации, где человеческая жизнь находится под угрозой: обрушения зданий, сбои в метро, происшествия на воде, стихийные бедствия и так далее. Для примера: в городской ЦУКС ежедневно поступает более десяти тысяч вызовов. Правда, непожарных чрезвычайных происшествий по ЦАО за 2014 год зафиксировано всего два, и оба связаны с метро: это небольшое задымление и скачок напряжения на центральных станциях подземки. Оба случая обошлись без значительных последствий.
«Можно назвать два крупных происшествия по ЦАО за первое полугодие 2014-го: это пожар в административном здании на улице Фридриха Энгельса в мае площадью 200 кв. м и совсем недавно, 2 июля, в больнице МОНИКИ на улице Щепкина, где наши сотрудники эвакуировали 170 человек, оба инцидента, к счастью, обошлись без жертв и пострадавших», – комментирует ситуацию по Центральному округу замначальника службы пожаротушения 21-го отряда федеральной противопожарной службы (ФПС) Владимир Иванов.
По сведениям подразделения, с начала этого года в ЦАО количество спасенных составило более 90 человек, травмированных оказалось десять человек и шесть погибших. В большинстве случаев не удается спасти людей из-за того, что слишком поздно поступает вызов: речь идет, например, о частных квартирах или малолюдных местах, где пожар замечают, когда он уже разгорелся.
БОРЬБА С ОГНЕМ
Согласно данным управления, с начала года зарегистрировано 414 случаев пожаров на территории Центрального округа. Интересно, что примерно столько же выездов сотрудниками 21-го отряда ФПС, входящего в состав управления, проходит на пожарно-тактические учения и занятия. Каждый пожарный перед началом работы проходит трехмесячное обучение в Московском учебном центре Федеральной противопожарной службы. Тем не менее любой пожар – это маленькая война, где есть командующий, есть отряд, а функции и обязанности должны быть четко распределены. Все это отрабатывается на учениях, которые проходят максимально реалистично. Как рассказала пресс-служба управления, иногда для воссоздания обстановки задымления на месте учений используются имитаторы дыма, для спасения людей с верхних этажей раскладываются пожарные лестницы. В 2014 году порядка 40 учений прошло на территории одного из самых проблемных объектов – Москва-Сити, несколько учений в подземке, куда для борьбы с огнем прокладывают многометровые рукавные линии.
ПРИЕХАТЬ ЗА 6 МИНУТ
Другим важным моментом, помимо подготовки сотрудников, является оперативность: как правило, на место происшествия первыми прибывают именно бригады МЧС, которые обладают целым арсеналом аварийно-спасательных инструментов, позволяющих добраться до заложников чрезвычайных ситуаций, вызволить их и передать в руки медицинской помощи.
«У нас есть четкие нормативы реагирования на чрезвычайные ситуации: например, показатель времени прибытия на место – в среднем 6 минут. Время поступления сообщения – около минуты, за тридцать секунд мы должны собраться и выехать из части, – рассказывает сотрудник 21-го отряда ФПС Алексей. – На место выезжают силы из ближайших к нему частей, всего их в нашем управлении 13, но если в тех частях, что рядом, техники недостаточно или она не подходит, например, лестница в нашей только 30 метров, и лишь в одной части есть 90 м, то едут оттуда, но все это решается моментально».
Необходимое аварийно-спасательное оборудование перевозится в боковых отсеках пожарных автоцистерн и автолестниц, среди них – дыхательные аппараты, домкраты, гидравлические насосы, резаки и многое другое. Из любопытных новинок в плане пожарно-технического оснащения можно отметить тепловизор, позволяющий определять излучение тепла, скрытое от глаз, например, за какой-либо поверхностью, перегородкой, и светящийся флуоресцентный трос, который хорошо видно в задымленном пространстве. С его помощью ориентируются на месте как сами пожарные, так и те, кого они спасают из огня: держась за трос, люди продвигаются в сторону выхода.
Кроме этого, в связи с нарастающей в Москве проблемой загруженности дорог в столичных структурах МЧС, в том числе в Центральном округе, не так давно появились пожарно-спасательные мотоциклы: они предназначены для оперативного реагирования на вызовы, связанные с дорожно-транспортными происшествиями. Мотоциклы укомплектованы двумя ящиками со спецоборудованием: туда входят огнетушитель, пила для резки стекол, лом, приборы для оказания неотложной помощи.
Но пробки не единственное беспокойство сотрудников МЧС в их работе.
«Мешают постоянно неправильно припаркованные машины, которые не дают подъехать к месту, это сейчас более или менее лучше стало, когда в центре платные парковки ввели, машин намного меньше, и нам проще проехать, – делится Владимир Федорович. – Но тут другая проблема возникает: шлагбаумы, которые хотят поставить во дворах. Мы категорически против этого выступаем. Понимаем, конечно, желание жителей домов оградить свою территорию, но при этом они совсем не думают о том, как пожарная машина будет подъезжать, если что случится. Это ведь все проволочки, а в нашем деле каждая секунда имеет свою цену».
Одно из технических новшеств – тепловизор, позволяющий определять излучение тепла, скрытое от глаз, например, за какой-либо поверхностью, перегородкой.