Опрос

25 апреля отмечается Всемирный день пингвинов. А вы знаете, какой из проживающих в Московском зоопарке, занесен к Международную Красную книгу?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Спасибо, что всегда меня слушаешь

Юный москвич Сережа Плехов в Российской государственной детской библиотеке играет с псом-терапевтом Рокки после того, как почитал ему книжку. Фото: Анна Темнышова, «Вечерняя Москва»
Юный москвич Сережа Плехов в Российской государственной детской библиотеке играет с псом-терапевтом Рокки после того, как почитал ему книжку. Фото: Анна Темнышова, «Вечерняя Москва»
Юный москвич Сережа Плехов в Российской государственной детской библиотеке играет с псом-терапевтом Рокки после того, как почитал ему книжку. Фото: Анна Темнышова, «Вечерняя Москва»
Юный москвич Сережа Плехов в Российской государственной детской библиотеке играет с псом-терапевтом Рокки после того, как почитал ему книжку. Фото: Анна Темнышова, «Вечерняя Москва»

Спасибо, что всегда меня слушаешь В Российской государственной детской библиотеке создали уникальную программу. Дважды в неделю дошколята и младшеклассники приходят сюда, чтобы отработать навык чтения вслух и по-настоящему полюбить книги — больше, чем гаджеты. Слушатели у них — самые внимательные и благодарные: специально натренированные для работы с детьми четвероногие. Как проходит процесс и для чего нужен проект «Читаем вместе с собакой», узнали корреспонденты «МЦ».

В руках у юных чтецов — любимые книжки. Дети с нетерпением ерзают на диванах и перелистывают страницы. Вот-вот должен приехать волонтер с собакой-терапевтом. Сегодня внимательным слушателем станет джек-расселтерьер Рокки — один из завсегдатаев детской библиотеки. В первый раз храм литературы пес посетил год назад, еще в четырехмесячном возрасте.

— Как только у нас в семье появился Рокки, я стала обучать его как собаку-терапевта, — рассказывает его хозяйка Инна Паустовская. — В рамках этого обучения я водила его в библиотеку, знакомила с детьми. Рокки был милым и ласковым, чем и покорил детские сердца. А он, в свою очередь, привыкал к рабочей атмосфере и учился взаимодействовать с детьми и взрослыми. С тех пор он просто обожает детскую библиотеку!

Пес радостно виляет хвостом и прыгает около двери в читальный зал, ожидая первого чтеца. Спустя минуту уверенным шагом в аудиторию заходит шестилетний Сережа Плехов. Мальчик деловито выбирает книжку на стенде. Мечется между несколькими вариантами, но в итоге останавливается на «Хондо и Фабиане» Питера Маккарти.

— Я стараюсь брать книги про животных, про кошек и собак, чтобы Рокки и другим было интересно слушать, — объясняет Сережа.

Пока мальчик выбирал книгу, Рокки играл с мячиком и пытался из старой игрушки выудить лакомство, но, как только Сережа устроился поудобнее и открыл первую страницу, пес сразу же бросил свои дела и уютно устроился у ног Сережи.

Первые абзацы дались мальчику непросто. Читая слова по слогам, он то и дело отвлекался, чтобы погладить Рокки. Пес и не был против, подставляя под руки мальчика то спинку, то мягкий живот. Постепенно волнение сошло на нет, и уже к третьей странице Сережа читал бегло, не спотыкаясь даже не сложных словах.

Мама мальчика, Анна Левченко, тихо наблюдает за сыном. Женщина радуется — эти занятия не только улучшили навык чтения у Сережи, но и привили ему любовь к литературе.

— Буквально вчера он принес в школу книгу, и на переменах вместе с соседом по парте они очереди читали друг другу! — делится Анна. — Раньше приходилось его заставлять читать. Удачно было, если в неделю хотя бы одну книжку осиливал. А за последнюю неделю он пять книг «проглотил». Сам! С этим проектом я сама на себя с другой стороны посмотрела — раньше подгоняла сына, поправляла, теперь сижу и не мешаю. А процесс начал идти быстрее и легче.

Делу время, потехе час

Закончив с книгой, Сережа пересел к Рокки на ковер и начал с ним играть.

— Он такой умный! — восхищенно протягивает мальчик. — Я прятал ему лакомства в специальной игре, а он их быстро находил. А еще он знает много команд и всегда меня слушается. Рокки, сидеть!

Собака послушно садится, за что получает очередную порцию угощения. Мальчик заливисто смеется, играет в догонялки с псом и делится с ним своими важными секретами.

На встречу с собакой-терапевтом каждому ребенку отводится по 15 минут. По истечении времени Сережа крепко обнимает пса, что-то шепчет ему на ухо и протягивает руку — Рокки сразу же дает лапу в ответ.

— Еще увидимся, — обещает мальчик четвероногому.

Уже выходя из библиотеки, мама с сыном обсуждают, что еще можно прочитать собаке.

— Надо что-то интересное про животных найти, — рассуждает Сережа. — У меня раньше не получалось читать, а теперь я научился, и мне нравится читать именно вслух. Я здесь уже зачитывал книги для Ванды и Конфетки. Одна была такая большая и лохматая, а вторая — такая же, как Рокки.

Сережа машет рукой, мол, наклонись, поделюсь секретом.

— Я сюда хожу, потому что я уже знаю, кем хочу стать, — шепчет мальчик. — Я буду блогером. Уже снимаю ролики. И когда начал вслух читать, я и на видео стал лучше говорить. Подписчики заметили и хвалят.

Сережа убегает в гардероб, Анна с улыбкой взглядом провожает сына.

— Не знаю, станет ли он блогером, у детей видение будущего дела своей жизни частенько меняется, — говорит она. — Но чтение и навыки хорошей речи нужны в любой профессии…

Из-за ее спины высовывается Сережа:

— У меня есть идея для видео, где я буду читать нашей собаке, — заявляет он. — Она на даче живет, так что у меня есть время подготовиться до лета. Только она такая активная, как бы ее усмирить сначала... Может, мы ее тоже надрессируем, как терапевта?

Правильное воспитание

Инна Паустовская поясняет: собакой-терапевтом может стать пес любой породы. Но все же есть несколько нюансов.

— Собака должна быть лишена агрессии по отношению к человеку, к другим животным, — рассказывает она. — Терапевты могут работать вместе, в одном помещении, и важно, чтобы они не отвлекались и не конфликтовали друг с другом. Рокки помогает еще и в хосписах, и часто бывает, что мы работаем одновременно с другими собаками. Также очень важна дрессировка. Без базового послушания и запрещающих команд нельзя. А после обучения командам нужно натренировывать собаку с учетом специфики работы: учить замирать, сидеть рядом или на ручках у детей.

По словам Инны, есть большое отличие в обычном воспитании домашних любимцев и подготовке собаки-терапевта.

— Обычно кинологи учат щенков слушаться только хозяина и брать еду исключительно у него из рук, — объясняет она. — С терапевтами наоборот — они должны быть открыты каждому, быть доброжелательными со всеми и учиться слушать команды от разных людей.

Уровень агрессии зависит от темперамента четвероногого. Есть предпосылки, по которым можно определить характер собаки, ее склонность к конфликтам. Например, во время обучения темперамент и уровень агрессии проявляются особенно ярко.

— Когда люди берут щенка, они не могут угадать, какой у него будет характер. Это как с маленьким ребенком: мы же не можем знать будущую профессию младенца, — рассуждает Инна. — Я изначально собиралась воспитывать Рокки как терапевта, поэтому тщательно следила за всеми изменениями его характера. Я сама психолог, и канистерапия (терапия с животными. — «МЦ») стала для меня расширением профессиональных возможностей. Нужно водить будущую собаку-терапевта в многолюдные места, учить ее различать, что такое хорошо и что такое плохо… В процессе работы и станет ясно, подходит ли ваш пес на роль терапевта. Главное, чтобы собака была умной, доброй, хорошо воспитуемой, обучаемой и контактной. И, конечно, она должна любить людей.

Все узнаем вместе.

В ожидании своей очереди восьмилетняя Настя Кравец нетерпеливо тарабанит пальцами по книге. В руках девочки «В стране невыученных уроков» Лии Гераскиной.

Настя Кравец тоже пришла в библиотеку, чтобы прочитать Рокки литературный рассказ. Фото: Анна Темнышова, «Вечерняя Москва»
Настя Кравец тоже пришла в библиотеку, чтобы прочитать Рокки литературный рассказ. Фото: Анна Темнышова, «Вечерняя Москва»

— Я взяла себе за себе правило читать эту книгу только вслух. Очень интересно уже узнать, как выберется Витя из замка Глагола! — делится девочка. — Хочется подсмотреть и прочитать самой пару страничек, но я держусь. Иначе будет нечестно. Дома у меня собаки нет, поэтому я читаю собачкам здесь.

Рокки все так же радостно встречает Настю. Девочка, немного подумав, ложится на пол к собаке и раскрывает книгу. Пес, глядя на нее влюбленными глазами, внимательно слушает. На некоторых моментах Рокки громким лаем комментирует сюжет. Кажется, он действительно понимает каждое слово. Настя чешет пузико Рокки и заговорщическим шепотом спрашивает: «Поиграем?»

Услышав заветное «играть», пес вскакивает и начинает носиться по комнате.

— Ему только на пользу, а то он немного устал, — смеется Инна, глядя, как Рокки перепрыгивает через импровизированные препятствия, которые Настя успела построить.

Остаток пятнадцатиминутки девочка потратила на отработку команд и уход за своим слушателем-терапевтом. Она вызвалась напоить пса и немного покидать ему мячик — любимое развлечение Рокки в свободное от работы время.

— Да, мне интересно, что там будет дальше с Витей, — говорит Настя, — но я видела, что собака уже хочет отвлечься. Она же живая, ей нужно много активности. Я учусь здесь не только читать, но и ухаживать за животными, чтобы показать маме, что я ответственная и взрослая и у меня твердый характер. Может, тогда родители разрешат мне завести собаку или кота.

НА ЗАМЕТКУ

Животные еще со времен Гиппократа оказывали терапевтическое действие на людей, но только в 1960 году американский врач Борис Левинсон ввел понятие «терапия с животными».

СПРАВКА

Впервые собаки-слушатели появились в библиотеках Солт Лейк-Сити более 15 лет назад. Благодаря этой технологии дети улучшают навыки чтения, избавляются от стеснительности и замкнутости. А в Финляндии хвостатых терапевтов даже зачисляют в штат сотрудников библиотеки!

На фото Анна Осипенко
На фото Анна Осипенко

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Анна Осипенко, специалист отдела творческого развития читателей РГДБ, куратор проекта «Читаем с собакой»:

Сложности с чтением часто связаны с тем, что ребенок стесняется читать перед классом и учителем, боится допустить ошибку. Родители также не всегда могут слушать спокойно и заинтересованно. Собаке же все равно, как ребенок читает, быстро или медленно, хорошо или плохо. Детям нравится, что собака слушает их неидеальное чтение, в ней они находят благодарного слушателя. Психологический комфорт — это самое важное. Ребенок чувствует, что его заинтересованно слушают, а не оценивают и поправляют. Смысл таких встреч — вызвать желание читать, пробудить мотивацию. Собака — большой мотивирующий фактор. Чтение начинает восприниматься не как скучная повинность, а как игра. Ребенок раскрепощается, перестает волноваться, учится читать намного быстрее и успешнее.

Новости партнеров