Стиль, рожденный из хаоса: обновляем гардероб без лишних трат
Наверное, у каждого где-то в глубине шкафа есть старая памятная вещь, выкинуть которую годами рука не поднимается, но и надевать уже зазорно. Да и не нужно избавляться от того, что можно преобразить! В галерее «Краснохолмская» в рамках акции «Ночь в музее» прошел мастер-класс «Вторая жизнь», участники которого смогли создать стильные предметы гардероба из своих стареньких футболок. Отправились туда и корреспонденты «МЦ».
Переделка и повторное использование вещей сегодня на пике популярности. Поэтому в обновленной, или апсайкл-футболке, вы точно будете в тренде. В переводе с английского апсайклинг означает «широкое применение». Это новый виток моды, в котором вещи используют вторично, но добавляют в них что-то новое. Направление стало популярным благодаря переходу к экологичному образу жизни.
На мастер-класс по созданию апсайкл-футболок собралось много людей. Чтобы пространства хватило всем, некоторые предпочли работать не за столом, а на подоконнике.
Ведущим мастер-класса выступил участник выставки «Новое из старого» художник, фешендизайнер Алеша Мордаша. Сначала он представил свои работы, сделанные в техниках пэчворк, аппликация, тай-тай и множестве других, и подробно рассказал о том, как он находит материалы для работы.
— Я регулярно посещаю различные барахолки, беру все, за что цепляется глаз. Единственное правило: за один поход потратить не более 1000 рублей, — говорит дизайнер. — Бывает, какую-то фурнитуру нахожу прямо на полу, покупаю не только одежду, но и предметы декора, которые тоже могут послужить основой для моей одежды. Главное, чтобы вещь вдохновляла на творчество.
Тему апсайклинга для мастер-класса Алеша Мордаша выбрал неслучайно. Это был и его первый опыт работы в качестве дизайнера одежды, и это направление подойдет всем, кто только начинает свой путь в этой сфере.
— Я учился у Александра Петлюры (российский художник широкого профиля перформер куратор, режиссер, актер, обладатель уникальной коллекции одежды и предметов быта советской эпохи. — «МЦ»). Он-то мне и предложил попробовать технику апсайкл, — признается дизайнер. — В этой технике есть и хаос, потому что ты контролируешь не 100 процентов работы, но при этом удается легко отразить свою индивидуальность. А после будет уже проще понять, что и как ты захочешь создавать. Некоторые участники решили преобразить не только футболки, но и панамки с сумками. Каждый получил зубную щетку — с помощью нее мы и начинаем менять старые вещи. Также нам понадобились ненужные карточки и визитки.
Окуная щетку в специальную акриловую краску, которая не смоется после первой же стирки, провожу ею вдоль визитки в направлении от себя. На футболку капают первые яркие брызги. Увлекшись, быстро оформляю рукава своей старой футболки розовыми, голубыми и зелеными красками.
— Чтобы не ждать 24 часа до полного высыхания краски, мы просто подсушим ее феном, — объясняет дизайнер. — А затем приступим к созданию принта.
Вырезаем на картоне разные фигуры, после чего раскрашиваем получившийся трафарет.
— Очень понравилось наблюдать за тем, как творят дети, — делится дизайнер. — Они рисуют все, что взбредет в голову, и это прекрасно! Я так не умею, потому что мне нужно всегда строить свою работу на чем-то метафоричном и символичном. В этом плане я восхищаюсь юными участниками.
Финальные штрихи на старойновой футболке мы наносим с помощью обычных шнурков. Дизайнер советует пришивать их, для надежности, но на мастер-классе мы закрепим их с помощью клеевого пистолета. Для экономии времени. Несколько легких движений — и вместо обычной черной футболки в руках Алеши оказывается яркая и стильная дизайнерская вещь. Некоторые уходили с мастер-класса в новой одежде, привлекая завистливые взгляды прохожих.
— Моя задача — максимально по-другому посмотреть на привычные вещи и использовать их как вторичный материал. Искусством можно заниматься с помощью подручных средств. Та же старая зубная щетка — прежде чем выбросить, почему бы не поднять себе настроение? Разбрызгать ею краски на старую футболку, повеселиться и получить какой-то приятный результат, — на прощание говорит дизайнер. — Иногда простейшие подручные средства могут стать как материалом, так и инструментом.
КСТАТИ
Раньше апсайклингом назвали «творческое повторное использование». До начала индустриальной революции производство новых вещей стоило дорого, а человеческий труд был практически бесплатным, благодаря чему ремонт и переделывание вещей являлись неотъемлемой частью жизни людей. С начала XX века апсайклинг использовался для создания произведений искусства, а также в тех сферах жизнедеятельности, где люди хотели сэкономить деньги.