Опрос

3 декабря отмечается День Неизвестного солдата. А Вы знаете, какой из указанных фактов неверный?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Сто лет покорения Марса

Вид с нового храма, возведенного в 1999 году. Каменный мост «переехал» чуть дальше. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»
Вид с нового храма, возведенного в 1999 году. Каменный мост «переехал» чуть дальше. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»
Вид с нового храма, возведенного в 1999 году. Каменный мост «переехал» чуть дальше. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»
Вид с нового храма, возведенного в 1999 году. Каменный мост «переехал» чуть дальше. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»

Столетие назад, 25 сентября 1924 года, на экран столичного кинотеатра «Арс» вышел первый советский фантастический фильм «Аэлита». Сейчас он смотрится как яркая иллюстрация жизни совсем еще молодой советской республики.

Уникальный фильм знаменитого отечественного режиссера Якова Протазанова по мотивам одноименного романа Алексея Толстого признан культовой классикой во всем мире. Его изучают во всех киношколах и ставят в пример как один из первых научно-фантастических фильмов.

— «Аэлиту» многие исследователи называют первым полнометражным фильмом с космическим полетом в истории. И не просто так. Более ранние ленты, посвященные космосу, были куда короче, — рассказывает киновед Филипп Фрихтер.

Но далеко не весь фильм был создан в конструктивистских марсианских декорациях за авторством художника Виктора Симова. Очень большая часть ленты посвящена жизни москвичей в первые годы после Гражданской войны.

— С этим связана интересная история. Картина хорошо была принята столичными зрителями, но не нашла популярности в провинциях. Все из-за того, что региональные прокатчики разделили длинный фильм на две серии: условно «земную» и «марсианскую», — подчеркивает Филипп. — А билеты на каждую серию продавали отдельно. В итоге люди отсиживали первую серию и, разочаровавшись отсутствием обещанных остросюжетных поворотов и уникальных марсианских локаций, не покупали билет на вторую. 

Главный герой фильма «Аэлита» инженер Лось (Николай Церетелли) на старом храме Христа Спасителя. 1924 год
Главный герой фильма «Аэлита» инженер Лось (Николай Церетелли) на старом храме Христа Спасителя. 1924 год

Зато сейчас, благодаря этим натурным съемкам, мы можем посмотреть, как выглядел центр столицы сто лет назад. Например, в одной из первых сцен фильма Аэлита наблюдает за жизнью землян. В одном из кадров она видит инженера Лося (Николай Церетелли), который ждет свою любимую на крыше старого храма Христа Спасителя. А позади виден Каменный мост, который в те годы находился дальше от Кремля. Он просуществовал на этом месте до второй половины 30-х, а привычный нам Каменный мост был построен только в 1938 году. Демонстрируют в кино и здание по 1-му Тверскому-Ямскому переулку под номером 13/5. В кино там находится совет Краснопресненского района. Сейчас же там базируется медицинский центр на базе НИИ нейрохирургии имени Н. Н. Бурденко. Радует «Аэлита» и обилием вокзалов. Например, в фильме можно увидеть прибытие поезда на станцию Москва-Товарная-Курская. А на заднем плане там красиво раскинулись храмы у Рогожской Заставы. В кадр часто попадает и здание Ярославского вокзала, а также его платформы, забитые людьми. А еще — Пантелеймоновская часовня у Владимирских ворот Китай-города. К сожалению, ее уже давно снесли, и посмотреть на нее сейчас можно только в кино и старой хронике. Есть здесь и кадры с Красной площадью еще без мавзолея и с памятником Минину и Пожарскому на старом месте — в центре площади.

По всем показанным в «Аэлите» локациям можно составить туристический маршрут. Ходить по нему и удивляться, как же сильно изменился наш любимый город. 

Но, конечно, в первую очередь «Аэлита» — это фантастика. И люди шли в кино, чтобы увидеть жизнь загадочных марсиан. И посмотреть было на что. Например, на уникальные марсианские костюмы. Их дизайны были разработаны художниками по костюмам МХАТа Исааком Рабиновичем и Александрой Экстер.

— Важно отметить, что руку к этим костюмам приложила и легендарный модельер Надежда Ламанова, которая даже имела звание «Поставщица Ея Императорского Величества», — добавляет киновед. 

При всей культовости фильма он был разгромлен критиками при выходе.

— В газете «Известия» вышла разгромная рецензия, главным итогом которой была фраза «Гора родила мышь». То есть большие надежды на кино совсем не оправдались, — отмечает киновед. 

Однако зрителям очень полюбился фильм. И даже сейчас его сюжет смотрится интересно. Особенно запоминается итоговая мораль ленты, когда главный герой отказывается от своего изобретения и своих грез о Марсе со словами: «Довольно мечтать, всех нас ждет другая, настоящая работа!». 

И действительно, так ли важно, есть ли жизнь на Марсе, когда у нас есть еще дома дела. 

Как в кино

Представляем вам новую рубрику, где расскажем о знаменитых фильмах, в которых можно увидеть старую Москву. И покажем, как некоторые места, где проходили съемки, выглядят сейчас. Вы уверены, что сможете их узнать?

Новости партнеров