Опрос

20 декабря 1958 года на Лубянской площади открыли памятник революционеру и партийному деятелю Феликсу Дзержинскому. А Вы знаете, где с 1994 года по настоящее время находится памятник?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Столичный Монмартр и дом легенд

 

В начале XX столетия Арбат считался московским Монмартром, где в квартирах богемы давались эффектные балы. Одна из жемчужин Монмартра —доходный дом Бройдо, ставший известным благодаря необычному скульптурному фризу, с которым связано столько легенд — и ни одной правдивой.

Привычный сегодня образ московского Арбата сложился в начале позапрошлого столетия, когда здесь стали вырастать элегантные многоэтажные доходные дома — с электрическим освещением, лифтами, роскошными ванными комнатами, газом в просторных кухнях.

Доходная смена для особняков

Своим исчезновением с улиц города уютные купеческие особнячки были обязаны представителям новой профессии в Москве. «Вы знаете, что такое застройщики? — спросил гость у Ивана и тут же пояснил: — Это немногочисленная группа жуликов, которая каким-то образом уцелела в Москве». Это писал Михаил Булгаков в 30-е годы, в начале XX века эти господа только появились в Москве. Они занималась выкупом участков земли в перспективных, фешенебельных районах города и застройкой их особняками и доходными домами для дальнейшей продажи.

Одним из таких господ был и Герман Бройдо. Фирма Германа Ефимовича занималась возведением доходных домов в основном в районе Пречистенки и Арбата. Любимым архитектором застройщика был Николай Жерихов — именно он в 1907 году выстроил для Бройдо дом с удивительным скульптурным фризом, происхождение которого быстро обросло множеством легенд.

Архитектурные гипотезы

Скульптурный фриз на уровне второго этажа изображает льнущие друг к другу фигуры писателей — среди них можно различить фигуры Льва Толстого, Александра Пушкина, Николая Гоголя. По одной из легенд, скульптором стал Лев Синаев-Бернштейн, которому был заказан фриз для украшения портика строящегося здания Музея изящных искусств на Волхонке. По легенде, фриз этот был когда-то отвергнут заказчиком, и лишь спустя несколько лет счастливо оказался помещенным на стены дома № 4 в Плотниковом переулке.

Лепной фриз первоначально предназначался для Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.

Но первый директор Музея изящ ных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете (ныне — ГМИИ им. А. С. Пушкина) Иван Цветаев счел его слишком фривольным, рассказал историк, москвовед Филипп Смирнов.

— Тогда, по легенде, архитектор разделил его на лепные фрагменты и разместил на доходном доме, который построил. А семья Бройдо, кстати, была среди учредителей музея, — объяснил историк.

Однако есть гипотеза, что проект Синаева-Бернштейна для музея упоминается только либо как карандашный эскиз, либо как эскиз в туши.

По второй версии, из-за игривых поз писателей считалось, что в здании размещался дом терпимости. Если вспомнить даты жизни Гоголя или Пушкина, версия не выдерживает критики (Льву Толстому в 1907 году исполнилось 79 лет).

 

КСТАТИ

Плодотворное сотрудничество Германа Бройдо и архитектора Николая Жерихова началось в 1902 году. Первый совместный проект Бройдо — Жерихова — дом 20 на Остоженке. Здание украшает удивительный фриз с сернами и чайками.

Лепной декор на античную тему, созданный благодаря Жерихову, украшает дом 13 во 2-м Обыденском переулке.

Новости партнеров