Столица стремится к гармоничному развитию
Прошедший Московский урбанистический форум показал высокий интерес мировых экспертов к вопросам качества жизни в мегаполисах. Как обустроить города, создать в них комфортную среду, чтобы довольны оказались все? На эти и другие вопросы в течение нескольких дней отвечали мэр столицы Сергей Собянин, архитекторы, проектировщики, представители властей из разных городов мира.
Эксперты отметили, что люди в городах стали жить дольше. Беспрецедентный рост качества и продолжительности жизни людей напрямую связан с процессом урбанизации. За последние 100 лет удельный вес городского населения Земли вырос до 55 процентов, а средняя ожидаемая продолжительность жизни увеличилась вдвое — до 72 лет.
Продолжительность жизни
Создание здоровой городской среды — важнейшая причина роста продолжительности жизни. В среднем москвичи живут 78 лет, а через несколько лет столица вступит в клуб 80+.
По словам Сергея Собянина, этому способствует улучшение качества оказываемой медицинской помощи, доступность необходимых объектов, а еще — вовлечение горожан в различные занятия.
— С 2010 года число москвичей, регулярно занимающихся физкультурой, выросло более чем в два раза, — отметил мэр.
В последние годы большую роль отводят организации досуга для старшего поколения, численность которого возрастает.
В Москве более трех миллионов пенсионеров. Более полумили она горожан старше 80 лет. Для них в столице создана программа «Московское долголетие», которая предполагает вовлечение пенсионеров в разные сферы жизни мегаполиса — культуру, спорт, они могут пройти курсы повышения квалификации, обучиться компьютерной грамотности.
Поездки на транспорте стали короче
В фокусе внимания прошедшего форума была и градостроительная повестка. Какие объекты нужны столице? В первую очередь — новые станции метро и дороги, чтобы как можно меньше времени тратить на дорогу от дома до работы.
— Поездки по городу стали короче, быстрее и комфортнее.
Дорога от МКАД до центра за восемь лет сократилась на 11 минут. Средняя скорость движения на дорогах Москвы выросла на 18 процентов. В 2023 году 90 процентов москвичей будут жить рядом со станциями метро, — сказал Сергей Собянин.
В ближайшие пять лет городские власти намерены достроить Большое кольцо метро протянуть новую линию в Коммунарку, продлить существующие направления — Люблинско-Дмитровскую, Сокольническую, Некрасовскую, Калининско-Солнцевскую ветки. Также будет создано хордовое кольцо, состоящее из четырех магистралей — Северо-Восточной, Северо-Западной, Юго-Восточной хорд и Южной рокады. Все эти проекты помогут еще больше сэкономить время в пути.
— По темпам дорожного строительства Москва уступает только Пекину и входит в тройку лидеров по темпу прироста протяженности дорог, — отметил в свою очередь заместитель мэра по
вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.
Децентрализация
Правительство Москвы нашло ключ к решению еще одной проблемы последних десятилетий — маятниковой миграции.
Ошибкой градостроительной политики Москвы была избыточная концентрация рабочих мест в центре и связанная с ней маятниковая миграция. За счет строительства коммерческой недвижимости за пределами центра правительству города удалось изменить ситуацию.
Последние годы 87 процентов рабочих мест создается за пределами Третьего транспортного кольца. Уровень концентрации рабочих мест в центре значительно снизился и продолжает уменьшаться. За 8 лет в 144 районах увеличилась обеспеченность рабочими местами.
— А благодаря реорганизации в бывших промзонах за пределами центра создано около полумиллиона новых рабочих мест, — отметил Сергей Собянин.
Он также заявил, что город дает новые стимулы для создания рабочих мест в жилых районах.
— В ближайшее время примем решение об «обнулении» платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка при строительстве коммерческой недвижимости за пределами Третьего транспортного кольца, — заявил мэр.
Равные условия
Другой ключевой темой обсуждения на форуме стала программа «Мой район». По словам Сергея Собянина, для каждого района разрабатывается индивидуальный мастер-план развития.
— Мы в этом году создали программу «Мой район», которая направлена на устранение неравенства и комплексное развитие каждого района, — подчеркнул мэр. — Эта идеология активно поддерживается городским сообществом. И вместе с горожанами, я считаю, нам удастся ближайшее время сделать еще один шаг по созданию равенства горожан, доступности комфортной городской среды, это очень важно.
Глава города напомнил, что москвичи в большей степени живут в спальных районах, и власти столицы продвигают идеологию равенства.
— Мы всегда занимались тем, чтобы у каждого москвича были в районе достойная школа, качественная поликлиника, музыкальная школа, дом культуры, прекрасный парк. Чтобы каждый москвич независимо от места проживания чувствовал себя одинаково комфортно, чувствовал себя москвичом, — сказал Сергей Собянин.
Доступная медпомощь
Впервые в рамках форума проходит конгресс Urban Health, где обсуждаются вопросы общественного здоровья, увеличения продолжительности жизни, продвижения здорового образа жизни. Заместитель мэра Москвы по вопросам социаль ного развития Анастасия Ракова рассказала о направлениях, на которых столичные власти сделают акцент в рамках модернизации столичного здравоохранения.
— У нас новая масштабная программа развития инфраструктуры здравоохранения: за ближайшие пять лет предполагается построить около миллиона квадратных метров новых медицинских корпусов, — отметила она.
Среди новых объектов здравоохранения — больница с перинатальным центром в поселке Коммунарка, перинатально-кардиологический корпус в Больнице № 67 имени Ворохобова, который будет оснащен оборудованием для выхаживания новорожденных, две современные инфекционные больницы — взрослая и детская. Современный лечебно-диагностический комплекс появится в Больнице имени Логинова.
— В то же время для увеличения продолжительности жизни, раннего выявления различных заболеваний по-прежнему первоочередную роль будет играть поликлиническое звено, — отметила Анастасия Ракова.
В Москве проводится масштабная программа капитального ремонта московских поликлиник, приводящая их к новому московскому стандарту. Он касается всех самых важных аспектов: оснащенности медицинским персоналом, расположения кабинетов — его сделают удобным и интуитивно понятным; оснащения необходимым оборудованием, от портативного до аппаратов МРТ; а также единого визуального оформления. Все это делается для того, чтобы обеспечить жителям Москвы во всех районах города равную доступность к качественной медицинской помощи.
Экология
Политика города повлияла и на столичную экологию. Сегодня в Москве — самый молодой автопарк. Концентрация выбросов в атмосферу за последние годы сократилась вдвое. Сергей Собянин напомнил, что город принял решение о замене автобусов на бензиновом двигателе на электрический транспорт и планирует ежегодно закупать по 300 электробусов.
— Мы приняли решение с 2021 года отказаться от закупки автобусов на моторном топливе и не только продекламировали, но уже приступили к закупкам самого современного российского экологического транспорта — электрического, — отметил Собянин.
КСТАТИ
На конгрессе Urban Health, проходящем в рамках Московского урбанфорума — 2019, вице-мэр Хельсинки по социальным вопросам и здравоохранению Санна Весиканса отметила легкость и доступность диспансеризации в павильонах «Здоровая Москва», работающих в парках столицы.