Судьба трижды увела от беды
Владимир Петрович Куклев, ветеран Великой Отечественной войны, доктор технических наук, профессор, житель района Хамовники, недавно отметил юбилей — 100-летие. Несколько секретов долголетия он раскрыл корреспонденту «МЦ».
Квартира профессора Куклева заставлена стеллажами с книгами и фотопортретами советских времен. С одного из них смотрит милая девушка в шляпке — это его молодая жена Любовь, с других — Владимир Петрович за столом в рабочем кабинете, за приборами, на встречах с большими людьми из космической промышленности.
— Я родился в селе Мусорка (ударение на последнем слоге) Самарской области. Начинал учиться на примере отца, Петра Ивановича. Он с тремя классами сельского школьного образования добился положения самого востребованного адвоката сразу в двух областях — Самарской и Оренбургской. А когда ему было 50 лет, заочно окончил институт, с одной четверкой, — рассказывает Владимир Петрович. — Повезло мне и с учителями, как школьными, так и в жизни. Уже в отрочестве мне довелось дежурить на Самарской электростанции, прикоснуться почти к будущей профессии. С теплотой вспоминает Владимир Петрович период своего увлечения дельтапланеризмом. После достойного выступления на союзных соревнованиях Куклев с друзьями получил не только призы за участие, но и целых три планера с размахом крыльев порядка 12 метров, сооруженных во время соревнований. Подростки смогли использовать их по назначению, научились летать, используя резиновый амортизатор. — Перед горами, над степями летали, иногда по 30 минут, — с улыбкой вспоминает профессор Куклев.
В 15 лет он получил уже официальное удостоверение пилотапланериста 2-й ступени. Неудивительно, что такой одаренный юноша легко поступил на один из сложнейших факультетов — физико-математический — в Саратовский университет. И в январе 1941 года он продолжил обучение в Ленинградском университете, но летом успешного третьекурсника в городе на Неве застала война. — Нам, студентам, приходилось ворочать огромные валуны под Кингисеппом, мостили площадки под аэродромы. Только закончим, а немцы уже на подходе, — точно отряхивая каменную пыль, машет в сторону руками ветеран. Это были его первые подвиги.
Товарищи не подведут
Когда в сентябре началась Ленинградская блокада, Куклев вместе с другими студентами запросился на фронт. Им не отказали, но для начала отправили на курсы в учебно-тракторный батальон для получения водительских прав. К концу 1941-го Владимир Куклев уже был назначен сержантом-шофером в батальоне аэродромного обслуживания. — Аэродромов вокруг Ленинграда хватало.
Работы никогда не замирали, возил все, что нужно было: оборудование, боеприпасы, людей. На том пропитании, которое нам выделялось — 250 граммов хлеба и жидкая похлебка с горсткой пшена на день, — ноги получалось с трудом переставлять. А ведь нужно было работать, — вздыхает Владимир Петрович. — Двоих наших сослуживцев трибунал приговорил к расстрелу, одного за кражу дополнительного кусочка хлеба, другого за умышленный самострел... Совсем еще мальчики были, не выдержали суровых условий службы.
В следующем, 1942 году почти обессилевшего Куклева (тогда он похудел так, что весил 40 килограммов!) вместе с другими приятелями по несчастью вывезли на большую землю по «дороге жизни». В течение полугода Куклева, приписанного уже к Волховскому фронту, усиленно откармливали, попутно готовя к пехотной службе. На осень 1942-го намечен был первый прорыв ленинградской блокады. Трижды судьба отвела сержанта Куклева от смерти, хотя та была в нескольких метрах — когда он тушил «зажигалки» на крышах ленинградских домов, когда в окопе с товарищами прятался от артиллерийского обстрела и когда в блиндаже с однополчанином ночевал и только лишь по случайности не попал под бомбежку, а товарищ не спасся… Пуля врага настигла Владимира позже, когда он был в пехотном строю во время прорыва оборонительной немецкой линии. — Всего-то было 35 километров, но немец стянул очень большие силы. Многие погибли, а меня ранило в руку и контузило, — вспоминает Владимир Куклев. После трех месяцев лечения боец Куклев был признан годным к нестроевой службе, его отправили в 16-ю отдельную роту службы земного обеспечения самолетовождения (ЗОС). Молодому толковому бойцу поручили совмещать сразу три должности: шофера, радиомеханика и энергетика. Часами, иногда всю ночь экипаж службы ЗОС передавал кодовые сигналы с помощью приводной радиостанции, размещеннойна двух грузовиках, для прокладывания маршрутов самолетов в сложных метеоусловиях. На случайно сохранившемся с тех пор снимке можно увидеть Куклева вместе с товарищами. — Вот наш начальник Саша Ларионов, рядом с ним сидит второй шофер Саша Соколов. Я и сегодня с теплотой вспоминаю нашу фронтовую дружбу. Мы были уверены друг в друге, — слегка поглаживает дрожащей рукой старую фотографию Владимир Петрович. Их боевой путь начался на Волховском фронте, а закончился в Прибалтике. Куклев вспоминает, как в последние дни перед Победой пришлось столкнуться с жестоким сопротивлением власовцев, закрепившихся под Кенигсбергом.
— Когда нам объявили, что этот город пал, все выбежали на улицу и стали палить в воздух из оружия. Таким у нас получился салют 9 мая 1945 года, — улыбается профессор Куклев. Демобилизоваться бойцу Куклеву помогли его природная смекалка и уже полученное образование. Начальник штаба показывал фокус с неразбивающейся чашкой. Он кидал ее с небольшого расстояния на камни. Владимир с той же высоты сумел эту посуду бросить и вдребезги расколоть, высчитав в голове необходимый угол наклона, чем и вызвал всеобщее восхищение. Так и отпустили Куклева дальше учиться.
Профессор Куклев внес свой вклад в развитие отечественной науки
Сотни изобретений
Оглядываясь на прожитую жизнь, профессор Владимир Петрович удивляется, как повезло ему лично наблюдать развитие отечественной науки — от лампочки Ильича до наноэлектроники, прогресс сразу в двух столетиях.
С радиоэлектроникой он связал всю свою жизнь, внес неоценимый вклад в развитие противовоздушной обороны, судостроительной промышленности, 17 лет возглавлял Научно-исследовательский институт «Платан», стал обладателем свыше 100 патентов на изобретения. Из них ученый выделяет последние четыре. — Это патент на создание универсального защищенного микровычислителя. Который может быть применен во всех системах управления космического, авиационного и земного базирования, как в военных целях, так и в народном хозяйстве. Умещается в обычном кармане, совсем мало потребляет энергии, легко изолируется от радиационного воздействия и прочих пагубных воздействий, — объясняет разработку Владимир Петрович. Умными очками прозвали журналисты еще одно изобретение Куклева.
«Очки совмещенной виртуальной реальности с сохранением стереоскопического видения» полезны в условиях ограниченной видимости, при изучении повреждений в труднодоступных местах, например при исследовании повреждений трубопровода. Автоматизированное устройство посадки самолета при любой видимости — еще одно чудо техники, придуманное Куклевым. Не иначе, как любовь к полетам, зародившаяся еще в детстве в кружке планеризма, подсказала Владимиру Петровичу еще одну идею. Он изобрел индикатор, крепящийся к лобовому стеклу самолета, позволяющий летчику видеть все показания приборов, не опуская на них глаза, прямо через лобовое стекло. Удивительно, но и сегодня Куклев продолжает заниматься научной деятельностью, готовит доклад для разработки Стратегии развития электронной промышленности России до 2030 года. На днях к главному научному сотруднику центра научно-технической поддержки НИИ автоматической аппаратуры приходили коллеги из корпорации «Ростех», обещали молодых толковых помощников, чтобы изобретения внедрять в жизнь. На вопрос о секретах долголетия Владимир Петрович отвечает не задумываясь. — Должно быть стремление к знаниям, интерес в сочетании с физической нагрузкой, — говорит он. — Я же и в волейбол до 60 лет играл, увлекался беговыми лыжами, по 50 километров на велосипеде преодолевал. К слову, профессор Куклев даже машину до 99 лет водил. Говорит, и дальше бы продолжил, да со зрением плоховато стало. Впрочем, это не мешает ему в работе.
СПРАВКА
Среди боевых наград ветерана Владимира Куклева: орден Отечественной войны I степени, медали «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За оборону Ленинграда», а также «За боевые заслуги». За более чем 70-летний стаж работы Владимир Петрович стал обладателем не менее высоких наград. У профессора, доктора технических наук два ордена Трудового Красного Знамени, орден «Знак Почета». Он также отмечен знаками «Заслуженный изобретатель», «Заслуженный радист», «Почетный работник электронной промышленности» и «Лауреат премии Совета Министров СССР».
КСТАТИ
Работая на прожекторной станции вместе со своим экипажем службы ЗОС, Владимир Петрович Куклев обеспечил около 8500 самолетовылетов 14-й воздушной армии. Им также удалось организовать 12 600 самолетовылетов 3-й воздушной армии при работе на радиостанции в течении 4320 часов. История сохранила несколько восторженных отзывов от командиров и штурманов этих авиачастей.