Свободный полет к мечте
В преддверии Дня парашютиста, который отмечается 26 июля, «МЦ» встретилась с заместителем начальника Московского городского аэроклуба ДОСААФ России по авиационной деятельности Николаем Титовым. Он рассказал о своем пути в небо и клубе «Юный парашютист» для ребят из нашего округа.
За свою летную карьеру заслуженный летчик России, полковник Николай Титов совершил более 3500 прыжков с парашютом.
— Я родом из подмосковной деревни Сергеевка. Совсем недалеко от нее располагался аэродром, — рассказывает Николай Юрьевич. — Тогда там активно прыгали парашютисты, и нам, мальчишкам, из-за леса были видны раскрывающиеся и парящие в небе купола. Полагаю, что любовь к этому занятию зародилась у меня именно тогда.
Еще школьником будущий мастер спорта СССР вступил в Серпуховской аэроклуб. Там в далеком 1973-м он не только совершил свой первый прыжок, но и научился управлять самолетом Як-18.
— В армии сначала хотел служить в Воздушно-десантных войсках. Но, оказавшись в Сызранском авиационном училище и узнав, что там будет преподавать легенда парашютного спорта Анатолий Осипов, круто изменил планы и поступил именно туда. Любимым классом у меня был, конечно, парашютный, — вспоминает Николай Юрьевич.
Тогда он совершил более тысячи прыжков, а на четвертом курсе стал мастером спорта. После окончания учебы его отправили служить на Чукотку, а затем перевели в Москву на должность начальника парашютнодесантной службы авиации Пограничных войск.
— Тогда эта служба существовала лишь номинально, и мне предстояло организовать ее с нуля. Когда начался конфликт в Афганистане, наш опыт очень пригодился в реальных боевых условиях и помог спасти там не одну жизнь, — делится заслуженный летчик.
Николай Титов помогал советским боевым летчикам освоить технику эвакуации в воздухе с борта подбитого противником воздушного судна.
— Среди прочего изучали приемы прыжков с вертолета, который снижается в режиме авторотации, то есть с выключенным двигателем. Многие считали, что безопасно покинуть борт в таких условиях невозможно — окажешься под ударом винта. Но это не так. Мы нашли способы спасения. Один из пилотов, которых я обучал, сумел эвакуироваться из подбитого при помощи ПЗРК «Сингер» вертолета Ми-24 в Афганистане, — подчеркнул Титов.
Кроме того, Титов проводил войсковые испытания новых парашютных систем. Он опробовал на себе многие технические разработки, которые сейчас исправно служат летчикам и десантникам. В нынешней своей должности он следит как за исправностью техники, так и за подготовкой юных курсантов непосредственно к прыжку.
В Московском городском аэроклубе для детей и подростков реализуется сразу несколько программ. Например, за три года сотрудничества с движением «Юнармия» парашютную подготовку прошли уже около 1000 детей. С этого года юнармейцев из ЦАО по программе «Юный парашютист» обучат в классе первоначальной подготовки парашютистов в школе ДОСААФ по адресу: улица Антонова-Овсиенко, 6 (Пресненский район). Еще ДОСААФ совместно с правительством Москвы запустил проект «Юный парашютист-десантник». В нем участвуют более 100 человек, 20 юношей и девушек из ЦАО уже прошли обучение и совершили свой первый прыжок.
— Если надо, я и сам готов преподавать в этом классе. Как в свое время нам с младых ногтей прививали любовь к Родине, небу, настоящей мужской романтике службы на переднем крае, так и мы должны передавать эстафету новому поколению. Никто, кроме нас, этого не сделает, — уверен полковник Титов. — И, кстати, хотя в силу возраста я в последнее время и отошел уже от прыжков, зимой, в снежок, может быть, прыгну.
СПРАВКА
Перед первым прыжком курсант проходит 32-часовую теоретическую подготовку. Каждый совершит по три прыжка. Пройти подготовку может любой юный житель столицы. Для этого надо присоединиться к движению «Юнармия» либо записаться в Московский городской клуб на программу «Юный парашютист-десантник». Прыжки проводятся в Чеховском районе Подмосковья, на аэродроме Волосово. 26 июля там состоится торжественное вручение юбилейных медалей в честь 90-летия ВДВ.