Та самая толстовка
В Толстовском центре на Пятницкой открылась выставка «Толстой и толстовка». Среди экспонатов — личные вещи русского классика, портреты, фотографии, отрывки из мемуаров и черновики писателя. Здесь даже можно пощупать летнюю рубаху Льва Николаевича и создать собственный дизайн толстовки.
Стены залов центра украшены строками из писем, цитатами из высказываний друзей и близких Толстого. Но главные экспонаты — его личные вещи.
— За монументальностью фигуры Толстого как писателя мы забываем о том, что сам Лев Николаевич прежде всего стремился быть ближе к простому народу, — рассказывает заведующая отделом Государственного музея Л. Н. Толстого Инна Аккерманцева. — Он — гений, но мы стремимся показать Толстого не только как автора, но и как человека в быту.
В первом зале представлена та самая толстовка — знаменитая блуза писателя. Темно-синего цвета, из грубой, жесткой ткани, с неизменным нагрудным карманом для записной книжки и тайным отделением для карандаша. Ее в свое время передала на хранение Александра Львовна Толстая, младшая дочь Льва Николаевича. Руки тянутся к реликвии, но приходится вовремя их отдернуть: если каждый посетитель будет так близко знакомиться с исторической толстовкой, та может и не выдержать. Но для выставки была создана реплика летней рубахи писателя.
В этом же зале представлен и другой интересный экспонат — часы, подаренные литератором Петром Сергеенко на 80-летие классика. Тут же лежит простой графитный карандаш. Им Толстой делал свои последние записи — карандаш был найден в рубахе писателя в Астахове, где Лев Николаевич скончался 20 ноября 1910 года.
Второй зал рассказывает о крестьянской теме в жизни Толстого. Здесь представлены и народные рубахи, и «Календарь с пословицами на 1887 год», и рукопись «Анны Карениной» с правками писателя, а еще — веретена, прялки и настоящий ткацкий станок.
— Наша выставка очень интересна детям. Недавно мы у них спросили, на кого похож Толстой. А они, рассматривая портреты, сказали, что он добрый и напоминает им Деда Мороза, — улыбается Инна Аккерманцева. — Эта выставка меняет восприятие людьми Толстого. Из сурового образа учебников литературы он становится живым и простым.
В другом зале примагничены заготовки для создания своего дизайна. Выбираю портрет писателя и из отрывков фраз составляю послание для следующих посетителей: «Слово есть поступок. То, что ты думаешь нынче, ты сделаешь завтра».
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
При подготовке реплики мы имели возможность рассмотреть только две блузы писателя. Первая, из белой ткани, стала основой нашей копии для выставки. Блуза сшита очень аккуратно, использовался запошивочный шов. Первая строчка была сделана на швейной машинке, а вторая — «на руках». Изучая блузы, мы нашли с изнаночной стороны небольшой карманчик для карандаша. В левом нагрудном кармане, где писатель обычно носил записную книжку, мы также нашли секрет — внутри был отдельный «вход», вероятно, тоже под карандаш. Вторая, темная блуза из мягкого сукна, скорее всего, была зимней. По размерам она больше светлой. Похожа на русскую мужскую рубашку.
МНЕНИЕ
Русская душа и российская культура всегда вдохновляли дизайнеров и творцов. При подготовке эскизов многие отсылались именно к русской истории. Например, Ив Сен-Лоран делал несколько коллекций, посвященных России. Приезжал к нам, изучал и создавал.
Говоря о первых шагах отечественной моды на международной арене — дизайнеры также предпочитали рассказывать о российской культуре, а не о мировой. Сразу вспоминаются коллекции Вячеслава Зайцева и Валентина Юдашкина: темы с кокошниками, красные сарафаны. Да, они отделаны и адаптированы под высокую моду, но русские традиции видно невооруженным взглядом. Сейчас наши локальные российские дизайнеры все-таки влились в мировую культуру. У нас все больше распространяется стритвир (уличная мода). Его популярность возникла в тот момент, когда японский Comme des Garçons начал сотрудничать с Гошей Рубчинским. Вместе с Гошей резко взлетел интерес и к другим брендам стритвир. Они продолжают развиваться и удерживают лидирующую позицию. Потихоньку и люксовые отечественные бренды заявляют о себе.
Многие тревожно реагируют на уход зарубежного массмаркета из-за санкций. Причина тому — количество отечественных брендов на массовом рынке. У нас есть Lime, Lichi и Love Republic, но этого мало. Есть и Gloria Jeans, и ТВОЕ, но их сложно назвать даже массмаркетом — слишком низкие цены и качество тканей. А остальные бренды — представители миддл-сегмента. Это та ниша, где качество выше, чему широкого потребления, но цены немного ниже, чем люкс. А такой маркет не все могут себе позволить.
Радует то, что наши дизайнеры начали появляться на Неделях моды. Будем наблюдать за их развитием. Тем более что сейчас для них благоприятные условия. А культура секонд-хендов у нас в начальной стадии принятия. Многие предпочитают обходить такие точки стороной, потому что внутри лежат горы одежды непонятного качества и производства. Люди думают, что секонды не так популярны из-за нежелания донашивать за другими, но это не так. Знаю тех, кто устраивает целые рейды по таким местам в поисках винтажных вещей, коллекций дизайнеров, которые не купить в сети. Но это гораздо проще делать там, где посещение секонд-хенда не считается чем-то зазорным. Поэтому если вас вдруг занесло в секонд-хенд и вы нашли вещь хорошего качества по приятной цене — почему бы и не взять?
НА ЗАМЕТКУ
С 20 по 23 апреля в Тверском районе пройдет Неделя моды Seasons Fashion Week: показы коллекций наших брендов и конкурс молодых дизайнеров, который проводится совместно с РГУ им. А. Н. Косыгина.