Опрос

1 октября 2007 года состоялась церемония передачи Дома Пашкова Российской государственной библиотеке. Знаете ли Вы, кем было спроектировано здание?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Таинственный Чедомос. Первый небоскреб

unnamed

Первая «высотка» Москвы тщательно хранит секреты, накопленные за сто с лишним лет ее существования

И кто сказал, что у домов нет души? Вот и дом Нирнзее смотрит на суетливую Пушкинскую площадь слегка надменно, как смотрят те, кому есть что вспомнить и что рассказать. Но секреты он раскрывать не спешит.

В народе дом звали и тучерезом, и домом холостяков, но известен он больше как дом Нирнзее — его архитектора звали то ли Эрнест Ричард Нирензее, то ли Эрнст Рихард Нирнзее. Знаем мы о нем мало: родился примерно в 1860 году, в 1889 приехал в Москву и вскоре получил разрешение на строительные работы. Строил он исключительно доходные дома, своего архитектурного стиля не имел и отдавал должное то эклектике, то модерну, то неоклассицизму, а после революции то ли покончил с собой, то ли уехал в Америку (там вроде бы даже сохранились построенные им здания).

Нирнзее был своего рода авантюристом: не боялся экспериментов, нового и яркого. Его дом в Большом Гнездниковском стал первым в Москве небоскребом — девять высоких этажей построили чуть ли не за год, а на плоской крыше запрятали еще один этаж, с земли почти незаметный.

Задумка была дерзкой: на верхние этажи жильцов уносили лифты, с крыши открывался шикарный вид, а еще в доме были паровое отопление и даже телефонная подстанция. До революции было еще далеко, но амбициозный проект четко попадал в струю с социалистическими идеями и представлениями об истинном благе для трудящихся: дом был рассчитан на тех, кто был готов жить в квартире без кухни и комнат для прислуги, зато платить меньше, чем прежде. Отсутствие кухонь компенсировалось столовой или рестораном в том же доме. Но все это придет потом, а сначала на дом «клюнула» богема, падкая на все новое. Постепенно в доме становились соседями футурист Давид Бурлюк и художник Роберт Фальк, еще безвестный Александр Таиров, ставший режиссером-легендой, актеры, музыканты, люди, увлеченные кино. Со временем тут возникнет театр-кабаре «Летучая мышь», а в 1915 году тут откроется товарищество Венгерова и Гардина, которые мечтали запрячь в одни сани искусство кино и бизнес и в результате создали уникальное предприятие, устроив съемочную площадку прямо на крыше. Кино в ту пору воспринималось как чудо и магия. И это восприятие внесло свою лепту в рождение многочисленных легенд, связанных с домом. Одна из них — «проклятие» домом своего создателя: якобы после сдачи проекта дела у Нирнзее пошли плохо. Ходили также слухи, что жильцы дома слышат странные шорохи, стуки и голоса… А кончилось дело тем, что Нирнзее продал дом за два миллиона (деньги немалые!) банкиру с туманным прошлым Михаилу Рубинштейну, который какое-то время будет личным распорядителем финансов Григория Распутина.

Но на пороге была уже Февральская революция. А за ней и Октябрьская… Революция развела вчерашних соседей и друзей по разные стороны баррикад. Ее рупором станет частый гость Бурлюка Маяковский, сам Бурлюк доживет до 1967 года и скончается на ЛонгАйленде. Исчезнет за границей Венгеров, а Гардин после войны возглавит киношколу, которая со временем превратится во ВГИК, но потом уйдет в актерство…

… В 1918-м вместе с «коллегами» национализируют и дом Нирнзее. Новое имя — «Четвертый Дом Советов» — народ быстро переделает в Чедомос. Теперь дом идеально вписывался в контекст времени. Техобслуга никуда не делась, но жильцы поменялись классово. Отныне тут живут нарком почты Вадим Подбельский, директор завода АМО (будущий ЗиС) Иван Лихачев, член комиссии ЦК по проверке и чистке рядов партии Матвей Шкирятов, а также расположены «Ассоциация революционной кинематографии (АРК)», созданная Эйзенштейном и Кулешовым и эмигрантская, но мягкая к власти газета «Накануне».

Одно их заложенных кирпичом окон в доме породило новую легенду: якобы это сделали перед вселением нового жильца, Андрея Януарьевича Вышинского. Со временем для него провели персональный лифт, управляла которым строгая лифтерша тетя Саша. Отчество Вышинского народ переделал в «Ягуарьевича»: больно часто требовал Генпрокурор СССР для врагов страны высшей меры наказания. А когда «Накануне» все же закроют, тут разместятся издательство «Советский писатель» и редакция журнала «Вопросы литературы», в народе — «ВОПли».

Со временем жильцы ротировались все чаще. К концу 1930-х годов сидел каждый третий.

Во время войны здание не пострадало. Тут размещался штаб 56-й артдивизии, а на крыше стояли зенитчики. И салюты гремели отсюда!

Живет дом, стоит… Судьбы его жильцов складывались по-разному. Лихачев, Вышинский, Подбельский и Шкирятов похоронены у Кремля. В 1989 году вернулась на «историческую родину» «Летучая мышь». Митька Рубинштейн после революции помогал представителям «Советов» реализовывать в Европе реквизированное добро…

Ну а сегодняшние жители свой удивительный дом любят. И охраняют его от боли и несправедливости, понимая, что он — существо живое, а значит — и памятливое, и благодарное…

Факты

  • Именно в доме Нирнзее Михаил Булгаков познакомился с будущей женой — Еленой Шиловской, тогда — женой командующего московским военным округом.
  • Булгаков много раз описывал дом Нирнзее. Герой «Дьяволиады» Коротков именно тут разыскивает Бюро претензий, а не найдя его по адресу «8-й этаж, 9-й коридор, кв. 41-я, комната 302», в безумии бросается с крыши.
  • Вдоме было несколько детсадов разной степени элитности и закрытости: обычный, для «рабочекрестьянских» детей (на первом этаже), более «навороченный» (на третьем) и элитный детсад, которым руководила семья Климохиных. В этот детский сад водили детей Синявский, Гинзбург и Солженицын.

Подробнее читайте в свежем номере газеты «Москва.Центр».

Новости партнеров