Так мастер завещал


16 сентября Государственному академическому Центральному театру кукол имени С. В. Образцова исполнилось 90 лет. Корреспондент «МЦ» узнала, как оживают кукольные персонажи на сцене.
Закулисье театра напоминает сказочный лабиринт. И встретить здесь можно не только Минотавра, но и пятиметровые ноги Гулливера. В зале в разгаре репетиция спектакля по сказке Джанни Родари. — Чиполлино, беги! — звучит пронзительный голос.

За ширмой, которую в театре называют грядкой, не меньше десяти актеров. Подняв вверх кукол, они все время в движении — то танцуют, то маршируют, то ходят на цыпочках. Управляет процессом режиссер спектакля, внучка основателя театра и заслуженная артистка РФ Екатерина Образцова.
— Атмосфера, которая была в театре при Сергее Владимировиче, сохранилась, — считает режиссер. — Есть выражение «Незаменимых нет», но этот человек был незаменим. И он всегда незримо здесь присутствует. А что касается магии театра, о которой любят говорить, Сергей Владимирович этого не понимал. Когда ему заявляли: «В музее у вас куклы, наверное, ночью оживают?» — смеялся. Знаете, магия любого искусства — в таланте людей, которые им занимаются.

За кулисами внимание привлекает слон из «Маугли». Кукла представляет собой «фасад» животного — передняя часть туловища, голова... Нина Монова, заведующая литературной частью театра, дергает за ниточку — хобот поднимается.
— Знаете, чем удивляет театр кукол? Это же ожившая неживая материя, — рассуждает Нина Монова. — Иногда, казалось бы, две палки, ткань, голова... Но начинается спектакль, возникает джинн Каш-Каш, и все вздрагивают — ведь ткань шевелится под вентилятором, фигура его подсвечивается, и вот он, Дух огня. Мощный, страшный — и такой красивый! Любимая кукла, похоже, здесь есть У каждого — а то и не одна. По словам заведующего художественно-постановочной частью Марата Байрамова, работа над спектаклем начинается с того, как режиссер приносит пьесу, художник — эскизы.
— Задействуем сразу все цеха, мастерские, обсуждаем, как спектакль «разместить» на сцене, — говорит Байрамов. — На выпуск проекта, в зависимости от масштабов, уходит от трех до восьми месяцев. А дальше — репетиции, еще месяц-два. В процессе можем доработать кукол, переделать декорации. Куклы бывают разные — тростевые, перчаточные, марионетки. Часто актеры просят сделать их полегче. Подбираем материал. Разрабатываем механику — внутреннее наполнение куклы. Четвертый этаж в театре полностью занимают мастерские. Еще там находится кабинет Образцова. Рабочий день хозяин театра начинал с обхода кабинетов художников. Заглядываю в мастерскую No 1. На стенах — картины, маски, на столах реквизит. А посреди комнаты — факел с гнездом и свешиваются с него... кости. Бутафорские, но все равно не по себе.
— Это костюм ведьмы для спектакля «Белая уточка», — поясняет художник Борис Прудников. — Вот такой
он будет нарядный! Каждая деталь в нем обязательно сыграет свою роль. Все куклы — разные. Некоторые изготавливают за месяц, на другие уходит полгода. Иногда существует несколько версий одного персонажа. Так, для Ма- угли, которому нужно нырять, прыгать, создан дублер полегче. По словам главного режиссера театра Бориса Константинова, современный кукольный театр совмещает в себе разные виды искусства.
Дон Жуан. Куклу создала художница Алина Спешнева. Как рассказали в музее, она была влюблена в Михаила Боярского, поэтому сделала куклу похожей на него. Позже артист приезжал в театр и записал все музыкальные номера за Дон Жуана. Премьера спектакля состоялась 9 января 1976 года
— Мы стремимся идти в ногу со временем, — говорит режиссер. — При этом важно хранить традиции — это фундамент. Главный наш тезис — кукла делает роль. Актер наш спрятан за ширму, а на переднем плане — она, Ее Величество Кукла. Так действовал и завещал нам сам Образцов.
Емеля. Персонаж из спектакля «По щучьему велению», который остается в репертуаре с 1930-х, полюбился зрителям. Спектакль был революционным для своего времени: впервые использовали крутящуюся сцену.
Одна из задач театра, по словам режиссера, — сохранять золотой фонд, спектакли, поставленные самим Образцовым. Они — вне времени, мысль их так же ясна, как много лет назад. — При этом каждый спектакль Сергея Владимировича был экспериментом. И мы продолжаем этот поиск, — отмечает Константинов. — Взаимоотношения между актером и куклой могут быть разными. Кто-то относится к ним как к инструменту: «Это моя скрипка». Он в нее влюблен, с ней разговаривает, просит не подвести. Другому главное — добиться нужного качества звучания. Знаете, мне всегда было интересно, почему взрослые люди всю жизнь играют в куклы... В то же время это сложная, ответственная работа.
Директор театра, Елена Булукова, рассказала, что в труппе сейчас 64 актера.
— Состав у нас замечательный! — считает Елена Булукова. — В театре развито наставничество. Многие актеры — среди них Роман Богомольный, Роберт Ляпидевский, Федор Виолин, Адели-Искендер — были приняты на работу еще самим Сергеем Владимировичем, работали с ним. Много у нас и молодых ярких и самобытных актеров.
Джинн Каш-Каш. Трехметрового джинна создал художник Борис Тузлуков. Управляют им три актера. Голова джинна расположена на длинной палке-трости, еще две трости представляют собой руки. Художник также использовал пурпурную ткань.
НА ЗАМЕТКУ
2021 год богат на юбилеи: помимо 90-летия театра 120 лет исполнилось со дня рождения Сергея Образцова, 75 лет — спектаклю «Необыкновенный концерт». С 16 по 22 сентября в офлайн- и онлайн-режиме пройдет XI Международный фестиваль театров кукол имени С. В. Образцова — «Образцовфест», приуроченный к юбилею театра. В этом году тема фестиваля — «Юбилей в кругу друзей», он соберет кукольников из 9 стран с традиционными и экспериментальными постановками. А в финале всех ждет гала-концерт. Планируется и открытие четвертой сцены театра — уличной, на территории Образцов-парка. Зрителей в 91-м сезоне ждет много премьер.
МАГИЯ ЦИФР

Новое здание на Садовой-Самотечной Театру кукол дали в 1970 году, но не подумали о фасаде. Поэтому Сергей Образцов предложил украсить новый дом необычным часовым ме- ханизмом. За реализацию концепции взялись скульпторы Дмитрий Шаховский и Павел Шимес, а созданием часового механизма занялся Вениамин Кальмансон. Высота часов — 4 метра, а длина — 3 метра. Ансамбль состоит из 12 домиков, в каждом из них «жи- вут» кукольные персонажи из сказок. Каждый час в нем кричит петух, а из домика под мелодию «Во саду ли, в огороде» выезжает фигурка. В полдень одновременно выходят 12 кукол.