Опрос

28 июля 1958 года на Триумфальной площади был открыт памятник Владимиру Маяковскому. Знаете ли Вы, кто был скульптором?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Талантливый отец столичного герба

1994 год. Константин Константинович Иванов на презентации герба Москвы в мэрии города. Фото: из личного архива, «Вечерняя Москва»
1994 год. Константин Константинович Иванов на презентации герба Москвы в мэрии города. Фото: из личного архива, «Вечерняя Москва»
1994 год. Константин Константинович Иванов на презентации герба Москвы в мэрии города. Фото: из личного архива, «Вечерняя Москва»

С 1 сентября в Старосадском переулке, 5, открывается новая выставка плакатов. На этот раз она посвящена творчеству уникального художника —  Константина Иванова.

Поразительно, конечно, но вопрос о том, кто автор герба столицы, может поставить в тупик практически любого. Давайте исправим ситуацию.

Плакаты художника, которые можно будет увидеть на выставке: «Заправился», 1987 год. Фото: из личного архива, «Вечерняя Москва»
Плакаты художника, которые можно будет увидеть на выставке: «Заправился», 1987 год. Фото: из личного архива, «Вечерняя Москва»

Константин Иванов родился в 1921 году в Петрограде, рисовать любил с малых лет, получая уроки профессионала: его отец Константин Львович был известным графиком. Талант Иванова-младшего был очевиден, его отправили на учебу в художественную студию имени В. И. Ленина. К началу войны он уже освоил разные жанры плаката, а находясь на фронте, рисовал для «Агитокон ТАСС» и делал фронтовые зарисовки.  Сатира Иванова была блистательна и тонка. Поэтому его работам были рады в мастерской «Агитплаката». Константин Константинович делал работы для «Санпросвета», «Москонцерта», «Союзгосцирка» и «Рекламфильма». Но Москва, конечно, особенно благодарна ему, москвичу не по рождению, но по духу, за красивый и значимый герб.

…В распоряжении мэра Москвы  № 674-РМ от 23 ноября 1993 года «О восстановлении исторического герба города Москвы»  говорится следующее: «Настоящий герб воссоздан на основе  иконографического сюжета «Чуда Георгия о змие» (…), а также  по образцу первого официально  утвержденного герба Москвы  1781 года».

«Сила Родины», 1976 год. Фото: из личного архива, «Вечерняя Москва»
«Сила Родины», 1976 год. Фото: из личного архива, «Вечерняя Москва»

Полемика относительно того, каким должен быть герб столицы, шла несколько лет. Но в 1991 году в «Вечерней Москве» был опубликован вариант герба Константина Иванова, и многим стало ясно, что это один из претендентов на победу.

Герб варианта 1925 года, в котором присутствовала и пятиконечная звезда, и серп и молот, и колосья и даже динамо-машина себя изжил лет за десять.  В середине 1960-х годов Главное архитектурно-планировочное управление Мосгорисполкома объявило открытый конкурс на создание герба, но выбрать победителя из 177 проектов, принявших участие в конкурсе, так и не получилось. Сколько изучал историю герба Константин Иванов, можно лишь предполагать: он был точен в деталях. Тридцать лет назад, в 1993-м, новый герб был явлен миру и вскоре утвержден, хотя некоторые изменения в него вносились еще какое-то время. Два года спустя Константин Иванов получил за свое детище премию Москвы.

«Опасная привязанность», 1986 год. Фото: из личного архива, «Вечерняя Москва»
«Опасная привязанность», 1986 год. Фото: из личного архива, «Вечерняя Москва»

Заслуженный художник России Константин Иванов называл себя путешественником и говорил, что рисовал все, что попадалось ему на глаза. На самом деле не совсем так: он был внимателен и и выхватывал из калейдоскопа жизни те детали, которые в итоге всех и цепляли.  И плакату он отдал минимум 30 лет жизни — киношному, цирковому, медицинскому…  Легендарный художник Борис Ефимов, чьим замом был Иванов в «Агитплакате», говорил про него как про «очень умного и талантливого» человека.  А «Агитплакат», кстати, был создан при непосредственном участии Иванова.

Его Георгия Победоносца, поражающего золотым копьем черного змия, мы видим каждый день — на бортах городской техники и автобусов, флагах, вывесках… И мало кто задумывается над тем, что у этого изображения был создатель! И версий герба было множество: с конем, скачущим направо и налево, с Георгием в кольчуге, в латах, с нимбом вокруг головы и без… Зайдя в Старосадский, 5, вы, возможно, иными глазами посмотрите на выставленные там плакаты. Константин Иванов был бы счастлив.

 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

На фото: Сергей Булкин член Московского Союза художников, куратор выставки «Плакат в Старосадском», «Вечерняя Москва»
На фото: Сергей Булкин член Московского Союза художников, куратор выставки «Плакат в Старосадском», «Вечерняя Москва»

В ЦНИИ санитарного просвещения Константин Константинович Иванов был членом научно-художественного совета, на котором обсуждали и рекомендовали (или не рекомендовали) плакаты к тиражированию (волнующая процедура для художников, представлявших свои работы). Это была последняя стадия фильтрации художественных произведений. Но был и другой, предварительный отбор работ на стадии эскизов. Эта работа и была поручена К. К. Иванову, и он с ней успешно справлялся: делал замечания, давал советы и, увлекшись, рисовал сам. Лично для меня, начинающего плакатиста, и, думаю, для более опытных авторов это была настоящая школа плаката! Я с благодарностью вспоминаю полученные уроки.

Новости партнеров