Талантливый отец столичного герба
С 1 сентября в Старосадском переулке, 5, открывается новая выставка плакатов. На этот раз она посвящена творчеству уникального художника — Константина Иванова.
Поразительно, конечно, но вопрос о том, кто автор герба столицы, может поставить в тупик практически любого. Давайте исправим ситуацию.
Константин Иванов родился в 1921 году в Петрограде, рисовать любил с малых лет, получая уроки профессионала: его отец Константин Львович был известным графиком. Талант Иванова-младшего был очевиден, его отправили на учебу в художественную студию имени В. И. Ленина. К началу войны он уже освоил разные жанры плаката, а находясь на фронте, рисовал для «Агитокон ТАСС» и делал фронтовые зарисовки. Сатира Иванова была блистательна и тонка. Поэтому его работам были рады в мастерской «Агитплаката». Константин Константинович делал работы для «Санпросвета», «Москонцерта», «Союзгосцирка» и «Рекламфильма». Но Москва, конечно, особенно благодарна ему, москвичу не по рождению, но по духу, за красивый и значимый герб.
…В распоряжении мэра Москвы № 674-РМ от 23 ноября 1993 года «О восстановлении исторического герба города Москвы» говорится следующее: «Настоящий герб воссоздан на основе иконографического сюжета «Чуда Георгия о змие» (…), а также по образцу первого официально утвержденного герба Москвы 1781 года».
Полемика относительно того, каким должен быть герб столицы, шла несколько лет. Но в 1991 году в «Вечерней Москве» был опубликован вариант герба Константина Иванова, и многим стало ясно, что это один из претендентов на победу.
Герб варианта 1925 года, в котором присутствовала и пятиконечная звезда, и серп и молот, и колосья и даже динамо-машина себя изжил лет за десять. В середине 1960-х годов Главное архитектурно-планировочное управление Мосгорисполкома объявило открытый конкурс на создание герба, но выбрать победителя из 177 проектов, принявших участие в конкурсе, так и не получилось. Сколько изучал историю герба Константин Иванов, можно лишь предполагать: он был точен в деталях. Тридцать лет назад, в 1993-м, новый герб был явлен миру и вскоре утвержден, хотя некоторые изменения в него вносились еще какое-то время. Два года спустя Константин Иванов получил за свое детище премию Москвы.
Заслуженный художник России Константин Иванов называл себя путешественником и говорил, что рисовал все, что попадалось ему на глаза. На самом деле не совсем так: он был внимателен и и выхватывал из калейдоскопа жизни те детали, которые в итоге всех и цепляли. И плакату он отдал минимум 30 лет жизни — киношному, цирковому, медицинскому… Легендарный художник Борис Ефимов, чьим замом был Иванов в «Агитплакате», говорил про него как про «очень умного и талантливого» человека. А «Агитплакат», кстати, был создан при непосредственном участии Иванова.
Его Георгия Победоносца, поражающего золотым копьем черного змия, мы видим каждый день — на бортах городской техники и автобусов, флагах, вывесках… И мало кто задумывается над тем, что у этого изображения был создатель! И версий герба было множество: с конем, скачущим направо и налево, с Георгием в кольчуге, в латах, с нимбом вокруг головы и без… Зайдя в Старосадский, 5, вы, возможно, иными глазами посмотрите на выставленные там плакаты. Константин Иванов был бы счастлив.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
В ЦНИИ санитарного просвещения Константин Константинович Иванов был членом научно-художественного совета, на котором обсуждали и рекомендовали (или не рекомендовали) плакаты к тиражированию (волнующая процедура для художников, представлявших свои работы). Это была последняя стадия фильтрации художественных произведений. Но был и другой, предварительный отбор работ на стадии эскизов. Эта работа и была поручена К. К. Иванову, и он с ней успешно справлялся: делал замечания, давал советы и, увлекшись, рисовал сам. Лично для меня, начинающего плакатиста, и, думаю, для более опытных авторов это была настоящая школа плаката! Я с благодарностью вспоминаю полученные уроки.