Татьяна Белевич: Свою первую постановку мы посвятили празднованию тысячелетия Крещения Руси
В следующем году Русский духовный театр «Глас» отметит 35-летие. Корреспондент «МЦ» встретился с художественным руководителем Никитой Астаховым и директором Татьяной Белевич. Они рассказали об истории появления театра и планах на юбилейный год.
Театр «Глас» образовался в то время, когда о духовности и религии только стали вспоминать после десятилетий официальных гонений на Церковь. Его основатели — Никита Астахов и Татьяна Белевич признаются, что сначала на спектакли ходили в основном «бабушки», люди пожилого возраста. Но за три с половиной десятилетия многое изменилось, и сейчас среди зрителей немало молодежи.
— Татьяна Георгиевна, как родился ваш театр?
— Нам помог создать театр Юрий Соломин, который тогда был министром культуры.
Помню забавный момент. В Департаменте культуры был цензурный отдел, отдаем туда сценарий «Светлого воскресения». Женщина, сидящая там, хорошо знала нас по «Москонцерту», так как присутствовала в жюри конкурсов, в которых мы становились лауреатами. А побеждали мы с патриотическими номерами. Она ставит свою подпись, пропускает. А когда пришла на спектакль, то покраснела, не думала, что окажется религиозной пьесой. Так мы и начали. И назвались духовным театром.
Тогда отмечалось тысячелетие Крещения Руси, и свою первую постановку, «Светлое воскресение», мы посвятили этому значимому событию. Тогда в России был атеистический период, и тема христианства, православия была закрыта, едва только просвечивала. Поэтому, когда отметили тысячелетие Крещения Руси, казалось, открылась форточка для верующих людей.
— Но сегодня ситуация изменилась.
— Сегодня эта «форточка» превратилась в большое окно, в двери, которые к себе призывают верующих людей, нацеленных на объединение, добро и нравственные ценности. Наш театр тоже принимает в этом участие, развивает эту тему в своем творчестве.
— Никита Сергеевич, знаю, что сейчас идут репетиции спектакля «Гамлет». Почему вы решили поставить именно его ?
— Несколько лет назад наш друг с Урала, батюшка Александр Никулин, который в прошлом был замечательным актером и режиссером, когда в очередной раз приехал в Москву, сказал: «Никита, немедленно ставь «Гамлета». Я задумался, взял перевод Андрея Кронеберга и стал перечитывать. Когда-то я сам играл могильщика и много видел других постановок. Но только тогда, перечитав произведение, вдруг обнаружил, что это религиозная пьеса. Несмотря на то что произведение написано несколько веков назад, касается сегодняшнего дня. Могу сказать точно: будет интересный спектакль, довольно неожиданный: не просто история, которую все знают.
— Когда намечена премьера?
— У меня мечта выпустить к юбилею театра — к апрелю. Актеры готовы, я немного отстаю, разрываюсь на части, каждый день возникают новые мысли, новые образы, просто разрываюсь от интереса.
— Татьяна Георгиевна, вы недавно были на гастролях в Нижегородской области, где представили полюбившуюся зрителям премьеру прошлого года, спектакль «Имя России — Александр Невский». Как вас приняли в том месте, где, по одной из версий, почил святой?
— В Городце мы были уже не в первый раз, возили раньше туда «Корсунскую легенду», которая шла с успехом. Но в этом году в Городце был ремонт площадки, и приехали в Заволжье, расположенное в нескольких километрах от Городца. Эти места связаны с именем Александра Невского, там чтят его память. (Есть две версии о месте смерти Александра Невского: в Городце Волжском (сейчас город Городец в Нижегородской области) или в Городце Мещерском (сейчас город Касимов Рязанской области). — «МЦ».)
Когда приехали туда, то сразу, не отдыхая, пошли на экскурсию. Увидели икону князя Александра Невского, сделанную в виде шлема. Потом было богослужение, все исповедовались у монахов. И наш спектакль был принят очень благожелательно.
— У вас есть постановки музыкально-поэтические, например, спектакли по Рубцову и Ахматовой. Это не чисто драматургия. Но многие привыкли, что для спектакля пишутся пьесы…
— Мы сами пишем драматургический материал. Когда-то, когда только создавали театр, мы обращались к драматургам. Многие отказывались, боялись писать на религиозную тему. И мы стали делать сами драматургический материал так, как чувствуем. И до сих пор нередко возвращаемся к этой практике.
СПРАВКА
Никита Сергеевич Астахов родился 1 мая 1943 года. Художественный руководитель театра «Глас», имеет три государственные награды, заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1997) за заслуги в обрасти искусства.
Татьяна Георгиевна Белевич родилась 17 августа 1949 года. Директор Русского духовного театра «Глас», заслуженная артистка Российской Федерации (1995), имеет семь наград, в том числе за вклад в православную культуру.