Опрос

Памятник Александру Пушкину перенесли с Тверского бульвара на Страстную площадь, ныне Пушкинскую, 15 августа 1950 года. Знаете ли Вы, какое сооружение стояло на месте памятника?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Тайна фонарей грозной высотки

20 января 2017 года. Вот так знаменитый дом выглядит сегодня. Фото: Наталия Нечаева
20 января 2017 года. Вот так знаменитый дом выглядит сегодня. Фото: Наталия Нечаева
20 января 2017 года. Вот так знаменитый дом выглядит сегодня. Фото: Наталия Нечаева

Про дом № 10 в Большом Гнездниковском переулке говорили, что в нем живет нечистая сила. Набожные горожане крестились, когда «чертовы фонари» — мерцающие наконечники стальных ограждений смотровой площадки на крыше — освещали грозовые тучи над Москвой. Автор «тучереза» только посмеивался: недобрая слава превращала дом в коммерчески
привлекательный объект.

Автором первой московской высотки стал Эрнст Карлович Нирнзее. Достоверных свидетельств о зодчем осталось мало — кроме трех десятков зданий, украшающих столицу и по сей день.

Эрнст Карлович был как талантливым архитектором, так и сметливым предпринимателем. Квартирный вопрос, упомянутый Михаилом Булгаковым, чья жизнь, кстати, тоже связана с тучерезом, в начале прошлого века стоял остро. Нирнзее вовремя понял, как использовать квадратные метры эффективнее, решив возвести дом, равного по высоте которому не было в Москве.

Десятиэтажный дом взметнулся над городом в 1913 году. Помимо этажности, еще одна хитрость архитектора состояла в площади квартир. Нирнзее предложил москвичам небольшие по квадратуре жилые помещения — сейчас они зовутся студиями. В то время как площадь квартир колебалась от 28 до 75 квадратов, высота потолков почти в четыре метра поражала роскошью. Как и электрический лифт, собственная телефонная подстанция, паровое отопление.

5881_1
20 января 2017 года. Небоскреб в период реконструкции Тверской в середине 1930-х годов.

Целевой аудиторией дома стали небогатые москвичи, большей частью несемейные, способные снять квартиру в благоустроенном доме в хорошем районе. Так дом приобрел еще одно прозвище — «дом холостяков», рассказал краевед Александр Усольцев. С 1913 года до середины 30-х дом Нирнзее удерживал звание самого высокого жилого здания Москвы.

До революции здесь жила богема, а подвал занимал знаменитый театр-кабаре «Летучая мышь». Слава о вечеринках в доме Нирнзее гремела по всей Москве.

 

НИРНЗЕЕ ПРЕДЛОЖИЛ НЕБОЛЬШИЕ ПО КВАДРАТУРЕ ПОМЕЩЕНИЯ

Призрак Маргариты

После 1918 года здание национализировали, на его крыше поместилось кафе. С ним-то и связана известная байка.

Однажды за столиком сидели Владимир Маяковский, Велимир Хлебников и Юрий Саблин. Последний в компании знаменитостей чувствовал себя не в своей тарелке. Вспомнив про свой орден Боевого Красного Знамени за номером 005, он вдруг сказал:

— Таких, как я, всего пять человек на весь СССР.

— А таких, как я, всего один, — отозвался Маяковский.

— А таких, как я, и вовсе нет… — печально ответил Хлебников.

Со своей третьей женой, Еленой Сергеевной Шиловской, здесь познакомился Михаил Булгаков. Елена Сергеевна стала прообразом Маргариты в романе Булгакова. О ней Михаил Афанасьевич напишет: «Да, любовь поразила нас мгновенно. Мы разговаривали так, как будто расстались вчера… И скоро, скоро стала эта женщина моею тайною женой».

Кадр из комедии Э. Рязанова «Служебный роман», в которой на крыше этого дома происходит одна из сцен.
Кадр из комедии Э. Рязанова «Служебный роман», в которой на крыше этого дома происходит одна из сцен.

Любовь, хоть и киношная, продолжала терзать сердца спустя десятки лет. На крыше тучереза плакала Людмила Прокофьевна Калугина, ее утешал неловкий Анатолий Ефремович Новосельцев — прямо под триангуляционным знаком.

Огонь, батарея

Дом видел и любовь, и войну. В дни Октябрьской революции крышу облюбовали юнкера с пулеметами, в Великую Отечественную войну здесь разместилась зенитная батарея, отражавшая воздушные налеты, отметил Александр Усольцев.

Отсюда же пускали артиллерийские салюты.

УКРАШЕНИЯ ФАСАДА. Отделка несла в себе черты как модерна, так и рационализма будущих 1920-х годов. Дворы дома предвосхитили конструктивизм.
УКРАШЕНИЯ ФАСАДА. Отделка несла в себе черты как модерна, так и рационализма будущих 1920-х годов. Дворы дома предвосхитили конструктивизм.

— Спустя годы дом остался жилым. Вот только на крышу уже не пробраться — ее состояние не внушает доверия, — заметил Усольцев.

И еще один интересный факт. До революции, кстати, крыша служила и киноплощадкой. Жители с восторгом рассказывали, как с нее чуть не сорвался акробат по имени Амо Бек.

Трюкач, чудом уцепившись за карниз, благополучно спустился на землю. На следующий день видели пьяным в дым оператора — отснятый материал ушел в брак…

Амо Бек с годами превратился в легенду армянского кино, режиссера Амбарцума Ивановича Бек-Назарова.

Удивительные истории хранят вековые стены московского тучереза.

Новости партнеров