Опрос

Всемирный день театра отмечается 27 марта. А Вы знаете, как изначально назывался Большой театр?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Театр на Покровке

file6kht6vrrh1u16smz68rn

Когда мои друзья спрашивают, в какой бы театр им вечером пойти в Москве, я с чистым сердцем отправляю их в Театр на Покровке. Там действительно можно смотреть все, что угодно, — проверено годами!

В 1991 году основатель театра народный артист России Сергей Арцибашев начинал строительство того, что потом стало называться Театром на Покровке. Дело происходило в старом здании на Ольховке, сцены там не было в помине — лишь три комнаты на втором этаже маленького дома.

— Я вынужден был искать новые формы, — рассказывал Сергей Николаевич, — мне и надо было придумывать средства и способы вовлечь зрителя в сценическое действо в очень специфическом месте.
Результаты режиссерских экспериментов с Пространством неожиданно стали настоящей «бомбой». На спектакли «Покровки» в 1990-е ломилась вся театральная Москва.

Внутри чеховского текста

Постановку «Три сестры» по Чехову в прессе называли сенсацией. Ну, представьте себе: вы стоите в узком коридорчике, куда выходят бесконечные двери. Из-за них приглушенно доносятся звуки старинного романса и переборы гитары.

Человек справа от вас что-то говорит соседу, другой, стоящий напротив, отвечает. И через несколько минут вы с удивлением обнаруживаете себя уже «внутри» чеховского текста. Дальше перед вами распахивают двери, и вас приглашают на именины к младшей из трех сестер — Ирине. Усаживают за стол, на котором стоит какая-то нехитрая закуска и домашние пироги. (И это — тоже в духе Антона Павловича, писавшего друзьям: «Приходите, посидим, посумерничаем, будет утка с яблоками, я выпью этой темной водки».)

Наливается вино, вашу соседку приглашают потанцевать, рядом звучат тосты и стихи Пушкина. Вы ошеломленно следите за происходящем, пытаясь собраться с мыслями. А тем временем уже «двери в ваше зрительское подсознание подтолкнули плечиком и распахнули настежь», по меткому выражению Марка Захарова. Вы готовы внимать, поскольку стали непосредственным участником истории трех сестер.

— Но у меня, — размышлял много позже Сергей Арцибашев, — всегда было ощущение, что глубину надо искать не в форме, а в самих персонажах, в людях. Когда я «вкапывался» вглубь, то именно там и открывал бесценные вещи, находя для себя новое в «Ревизоре», в «Месяце в деревне», в «Гамлете». Причем если идешь честно, не играешь в психологические поддавки, то многие достаточно повседневные вещи на сцене театра начинают звучать авангардно.

Игра со временем

Одним из самых пронзительных спектаклей Театра на Покровке является «Мой бедный Марат» Алексея Арбузова, поставленный в 2001 году. Арцибашев задумал его еще в ГИТИСе, приведя постановкой в ужас всю кафедру и в полный восторг самого Арбузова, который считался классиком при жизни.

В «Марате…» режиссер затеял игру не только с Пространством, но и со Временем. Три юных героя, встретившиеся в холодной квартире в блокадном Ленинграде, мечтают о будущем, несмотря на весь драматизм окружающих их событий. И вот, согласно замыслу режиссера, повзрослев на двадцать лет, они снова встречаются с самими собой, задавая вопрос: все ли сложилось «по большому счету», так, как хотелось тогда, в блокадном Ленинграде, когда все цели были предельно ясны? Герои снова встречаются, еще через двадцать лет. Стоят на сцене, глядя в глаза друг другу, три тройки разновозрастных артистов.

— Я задумал тогда ввести в спектакль три временных рубежа, потому что время, как известно, меняет нас, наши мечты, характеры, планы. В какую сторону и почему? Вот и захотелось, чтобы к старикам вернулись те молодые люди, которыми они когда-то были, и напомнили о себе: те, из их молодости, и те, которыми они же были в зрелости. Чтобы очень конкретно в спектакле обнажилась эта троичная структура, — объяснял свой замысел режиссер.

Приют скитальцев

Создавая «Театр на Покровке», в репертуаре которого огромное количество классики — Чехов, Гоголь, Достоевский, Толстой, Шекспир, Булгаков, Шукшин, Лермонтов, Высоцкий, — Арцибашев стремился «дарить зрителям радость от присутствия в живом театре, радость от сотворчества с артистами, которые тратят свою кровь, нервы, сердце, чтобы доставить зрителю удовольствие».

Сергей Николаевич Арцибашев ушел из жизни меньше года назад. Для театральной Москвы это было потрясением. Долгое время было не понятно, кто станет новым руководителем театра. В этом сезоне труппа пригласила на пост главного режиссера Геннадия Шапошникова, обладателя «Золотой маски», возглавляющего до этого полтора десятка лет Иркутский театр драмы им. Охлопкова и ставившего в Москве в Вахтанговском театре, в «Современнике», «Новой опере», Театре эстрады.

Выбор был не случаен. Шапошников — единственный режиссер, которому Арцибашев доверил поставить обожаемого им Чехова («Чайку» в 2003 году), хотя всегда Чехова ставил сам.

Свою работу Геннадий Викторович начал с кропотливого и деликатного восстановления знаковых арцибашевских спектаклей. Весной этого года зрители уже увидели «Месяц в деревне» Тургенева и «Энергичных людей» Шукшина.

— Я буду двигаться по этому пути, потому что сам видел эти спектакли мастера, и они во мне оставили приятное послевкусие. А 12 июля, в день памяти Сергея Николаевича, мы договорились с ребятами, что сыграем спектакль в здании на Покровке, хотя ремонт там — в полном разгаре. Усадим в первом ряду строителей, чтобы видели, что они строят и для кого. Соберем гостей. Я хочу сделать легкий спектакль из чеховских рассказов. Мечтаю, чтобы актеры заулыбались и взбодрились. Сейчас мы в некотором роде скитальцы, которые из-за затянувшегося ремонта никак не могут выйти на родную сцену и вынуждены играть на чужих площадках.

Очень хочется надеяться, что это произойдет уже в следующем сезоне. А пока спектакли Театра на Покровке можно увидеть в арбатских переулках, на Поварской, 20, в Центре режиссуры и драматургии.

Новости партнеров