Опрос

25 апреля отмечается Всемирный день пингвинов. А вы знаете, какой из проживающих в Московском зоопарке, занесен к Международную Красную книгу?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Театр оживших скульптур  

29 октября 2020 года. В Бахрушинском музее представили куклы «Театра Пятерни», сделанные по рисункам 1938 года. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москвы»
29 октября 2020 года. В Бахрушинском музее представили куклы «Театра Пятерни», сделанные по рисункам 1938 года. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москвы»
29 октября 2020 года. В Бахрушинском музее представили куклы «Театра Пятерни», сделанные по рисункам 1938 года. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москвы»

30 октября в Театральном музее имени А. А. Бахрушина открылась выставка «Театр движущейся скульптуры. Иван Ефимов, Нина Симонович-Ефимова. Сто лет со дня основания». Экспозиция рассказывает о создателях первого кукольного театра в России.

Есть некий символизм в том, что выставка, посвященная столетию первого кукольного театра в России, открылась аккурат накануне западного праздника хэллоуина. Когда витрины столичных магазинов и ресторанов украшены разнообразной колдовской атрибутикой — шляпами, метлами и масками, экспозиция внутри Бахрушинского музея кажется логическим продолжением этого магического перформанса. Куклы — страшные и смешные, маленькие, размером с палец, и большие тростевые — занимают все пространство небольшого зала.

А на простыне, висящей посреди комнаты, то и дело возникают тени людей и животных, которые появляются и стремительно исчезают.

Куратор выставки, художник Иван Голицын попытался воссоздать здесь обстановку знаменитого Красного дома в Новогирееве, где с тридцатых годов прошлого века живут несколько поколений художников. Этот дом в свое время построили основатели первого частного кукольного театра в России — Иван и Нина Ефимовы, его прабабушка и прадедушка.

— Сейчас там проживает уже пятое поколение потомков художников и находится собрание кукольников, — рассказывает Иван Илларионович. — Все экспонаты выставки — из этого собрания.

Правнучка художников Ивана и Нины Ефимовых Екатерина Голицына исполняет номер «Танец с большим Петрушкой», поставленный в 1930-х годах. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москвы»

Куклы, представленные в музее, были сделаны руками прабабушки и прадедушки Голицына, которые в сорокалетнем возрасте неожиданно для всех изменили вектор своей жизни, придумав проект частного кукольного театра.

— Сколько можно смотреть на скульптуру? — спрашивает Иван Голицын. — Минуту, максимум две. А на ту же скульптуру, участвующую в спектакле, можно смотреть 15–20 минут.

Ефимовы решили, что это намного интереснее, чем заниматься ваянием.

С тех пор главным материалом художников стало папье-маше, из которого были сделаны несколько сотен их «актеров». И одним из первых — знаменитый Петрушка.

— Начиная с VI века главным героем всех уличных ярмарок был хулиган Петрушка, — рассказывает куратор. — Ефимовы решили расширить лексикон Петрушки. Их Петрушка избавился от вульгарности, но при этом сохранил свой задор, который много веков поднимал настроение горожанам.

Кроме этого, Ефимовы ввели литературный репертуар на сцену. Так, кукольники начали с басен Крылова, затем был Салтыков- Щедрин, а после этого — сказка Андерсена «Принцесса на горошине». Эти три спектакля в 1918 году уже шли в их театре в Мамоновском переулке.

С первым успехом Ефимовы начали совершенствовать своих актеров. Так, ими были разработаны тростевые куклы, которые впоследствии легли в основу знаменитых тростевых кукол Образцова.

Во время войны Нина Яковлевна спрятала театральных кукол в трехкомнатной квартире, где в то время жила ее семья. Новых жильцов оказалось так много, что они заняли почти все пространство, заставив членов семьи серьезно потесниться.

Эти же куклы перекочевали потом в Красный дом, где многие из них не раз становились героями домашних постановок, традиционно устраиваемых жильцами своеобразного художественного сквота.

Иван Илларионович вспоминает, что маскарады, спектакли, театр теней сопровождали детство каждого, кто так или иначе был связан с династией знаменитых кукольников.  И именно эта театральная атмосфера стала одной из главных декораций волшебной выставки, органично вписавшейся в пространство готического бахрушинского особняка.

 

СПРАВКА  

Выставка раскрывает историю первого в России кукольного театра — театра петрушек — с литературным репертуаром 1918–1944 годов. Художники Иван и Нина Ефимовы создали новый вид театра и определили путь его развития. В своем театре Ефимовы были одновременно мастерами кукол, режиссерами, актерами и даже сочинителями небольших пьес.

Новости партнеров