Опрос

Традиционно на Соборной площади в преддверии Нового года устанавливают главную елку страны. А Вы знаете, откуда привезли в Москву главный символ праздника в этом году?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Театр с эмблемой звезды

дежи» за 1940-й год говорит об интересе к новаторскому ре- шению пространства театра
Публикация в «Технике молодежи» за 1940-й год говорит об интересе к новаторскому решению пространства театра
Публикация в «Технике молодежи» за 1940-й год говорит об интересе к новаторскому решению пространства театра
Публикация в «Технике молодежи» за 1940-й год говорит об интересе к новаторскому решению пространства театра

Проект «Москва глазами инженера» запустил экскурсии за кулисы театра Российской армии.

«МЦ» решила вспомнить историю создания этого уникального здания на Суворовской площади и его творца Каро Алабяна.

Создать здание-монумент, выражающий мощь Красной армии, — такая задача прозвучала в 1934 году в решении о строительстве театра Красной Армии в центре Москвы. Сам нарком обороны Клим Ворошилов опекал эту стройку. Причем так плотно, что невольно веришь в легенду о том, как он вызвал к себе Каро Алабяна и, обведя карандашом маршальскую пепельницу в форме звезды, предложил архитектору в подобной форме спроектировать театральное здание.

Гораздо достовернее выглядит, однако, другая легенда — когда Сталину доложили о проекте нового театра, вождь сказал: «Хорошая идея, товарищи красноармейцы. Но пусть это здание будет как ваша эмблема, как пятиконечная звезда».

Прокрустово ложе

Так или иначе, задача была в духе времени — в стране входил в моду «сталинский ампир». Каро Алабян уже проявил себя в этом стиле: участвуя в конкурсе на лучший проект Дворца Советов, он вместе с Василием Симбирцевым занял одно из почетных мест. Им-то и поручили разработать данный театральный проект.

Задача стояла сложнейшая: в «прокрустово ложе» заданной пятиконечной формы им предстояло вписать все элементы театрального заведения, от сцены до вешалки. Так, в самом ядре звезды расположились партер и амфитеатр на полторы тысячи мест, огромная сцена, снабженная подвижным кругом. А в треугольных лучах звезды разместились парадные лестницы и буфеты и подсобные помещения.

В оформлении театра архитекторам помогли художники: фрески акустического потолка расписывал Лев Бруни, занавес-портал сделан по эскизам Владимира Фаворского, живописные панно для мраморных лестниц создавали Павел Соколов-Скаля и Александр Герасимов, а плафоны в амфитеатре — Александр Дейнека и Илья Фейнберг.

На пяти углах театра планировалось поставить статуи, посвященные различным родам войск, а на его верхней башне — установить 20-метровую скульптуру красноармейца. Однако средств завершить этот замысел не хватило.

14 сентября 1940 года в громадном здании, выросшем на площади Коммуны (так раньше называлась Суворовская площадь), состоялась премьера спектакля «Полководец Суворов». Его первые зрители бурно аплодировали не только артистам, но и тем, кто строил этот театральный дворец.

И хотя величественное сооружение Каро Алабяна давно признано памятником советской архитектуры, в нем можно обнаружить недостатки, свойственные объектам «сталинского ампира». Прежде всего это множество неэффективно используемых площадей — их избыток особенно бросается в глаза в вестибюле и фойе. Да и сцена, едва ли не самая большая в Европе, занимает шесть этажей — ее пространство легко превращается в борт корабля… Как тут не вспомнить Фаину Раневскую, которая покинула театр со словами: «На аэродромах я не играю».

Судьба мастера

Театр Российской армии — главный, но не единственный объект, построенный Каро Алабяном в Москве. В его послужном списке есть и павильон Армении на ВДНХ, и наземный вестибюль станции метро «Краснопресненская», и дома на Ленинградском проспекте. Их могло быть больше, если бы талантливый мастер не стал жертвой интриг Лаврентия Берии.

Всемогущий министр внутренних дел курировал после войны строительство «сталинских высоток». Однажды, выступая на совещании и говоря о значении таких зданий, Берия в числе их достоинств назвал экономичность. С этим утверждением не согласился Алабян, один из авторов высоток.

Алабяна исключили из числа авторов проектов, сместили со всех занимаемых им постов, обвинили в шпионаже. От неминуемого ареста спас друг, член политбюро Анастас Микоян. Вот как об этом рассказывает Александр Алабян, сын Каро Семеновича и актрисы Людмилы Целиковской: «Во время гражданской вой ны Алабян вынес раненого Анастаса Ивановича из боя. А теперь Микоян выручал его: не спрашивая отца, купил билет до Еревана и приказал: «Уезжай, тогда о тебе все забудут».

Возвратившись в Москву, Алабян возглавил мастерскую Моспроекта, которая занималась застройкой Ленинградского проспекта. После его смерти в 1959 году в районе Сокола появилась улица Алабяна. Он стал первым из архитекторов, удостоенных такой чести.

 

Новости партнеров