Опрос

Традиционно на Соборной площади в преддверии Нового года устанавливают главную елку страны. А Вы знаете, откуда привезли в Москву главный символ праздника в этом году?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Тонкое рукоделие Маревны

Москвички Арина Дмитриева и Нина Вишневская держат в руках работы художницы Маревны. Уникальные картины впервые представили в усадьбе Вишневских. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
Москвички Арина Дмитриева и Нина Вишневская держат в руках работы художницы Маревны. Уникальные картины впервые представили в усадьбе Вишневских. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
Москвички Арина Дмитриева и Нина Вишневская держат в руках работы художницы Маревны. Уникальные картины впервые представили в усадьбе Вишневских. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
Москвички Арина Дмитриева и Нина Вишневская держат в руках работы художницы Маревны. Уникальные картины впервые представили в усадьбе Вишневских. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

В усадьбе Вишневских проходит выставка графики «Кошки, котики, котята», посвященная образу животного в искусстве. На днях собрание было дополнено несколькими работами Маревны, знаменитой русской художницы прошлого столетия. Изображения хранились в частной коллекции, посетители выставки увидят их первыми.

Гости особняка смогут увидеть два листа, принадлежащие одной серии зарисовок Маревны, на которых изображено рождение котят. Иллюстрации сопровождают короткие рассказы на французском языке, написанные рукой художницы. Перевести их на русский язык и узнать сюжетную линию Юлии Рыбаковой, искусствоведу, эксперту по русскому и советскому искусству ХХ века, владелице представленных на выставке экспонатов, помогли коллеги по «Клубу коллекционеров графики». Интересна история приобретения набросков: Юлия чудом спасла произведения от неминуемого забвения, выкупив их на не- большом лондонском аукционе.

— Я занимаюсь исследованием и экспертизой творчества «Парижской школы», в том числе и Маревны, — рассказывает она. — Однажды узнала об аукционе, где продавались графические и живописные произведения Маревны в большом коли- честве, даже комплектами. Как я поняла позже, внук Маревны умер, и семье, по всей видимости, легче было продать творческое наследие художницы, чем заботиться о нем. Мне очень хотелось спасти хоть часть вещей.

Сейчас Юлии принадлежит одно из крупнейших в России собраний графических работ Маревны — около 40 листов.

В России имя Маревны громко прозвучало сравнительно недавно. После выставки в Третьяковской галерее работы Марии Воробьевой-Стебельской, именно так звали художницу на самом деле, начали уходить с молотка на аукционах за десятки тысяч долларов. А вот европейское сообщество признало талант художницы со сказочным псевдонимом, который ей, кстати, подарил сам Максим Горький еще при ее жизни.

— В 1912 году Маревна совсем юной уехала в Париж, где обосновалась на Монпарнасе. Примкнув к знаменитому фаланстеру «Улей», кузнице французской художественной богемы ХХ века, девушка обрела друзей в лице Пикассо, Модильяни, Сутина, Шагала.

Позже им она посвятила огромную композицию «Посвящение друзьям с Монпарнаса», — рассказывает Юлия Рыбакова.

Художественный стиль письма Маревны — соединение кубизма с пуантилизмом — сформировался под влиянием ее круга общения. О творчестве Воробьевой-Стебельской высоко отзывались Матисс, Пикассо и Эйзенштейн, сравнивая его с «тонким дамским рукоделием».

Не менее насыщенной, чем творческая, была и личная жизнь художницы. В 1915 году девушка познакомилась с Диего Риверой, будущим знаменитым живописцем, политическим деятелем и мужем Фриды Кало.

От их непродолжительного, но известного всему Парижу скандального союза на свет появилась дочь Марика, в будущем — известная актриса и танцовщица. Впрочем, Ривера почти сразу сбежал в Мексику, оставив двух женщин — «музу парижской богемы» Маревну и свою законную супругу Ангелину Белову без средств к существованию.

После Второй мировой войны художница обосновалась в старинном поместье Этельхэмптон Хауз в Дорсете, которое принадлежало мужу ее дочери. Пейзажи, жанровые композиции и зарисовки Маревны зрелого периода связаны именно с Англией.

В последние годы жизни художница опубликовала три тома воспоминаний, чем снова привлекла интерес к своим полотнам. Тогда значительную часть работ у нее выкупил музей современного искусства «ПтиПале» в Женеве.

Посмотреть в Москве на трогательные зарисовки Маревны можно по адресу: Щетининский переулок, 10 строение 2.

Новости партнеров