Опрос

Традиционно на Соборной площади в преддверии Нового года устанавливают главную елку страны. А Вы знаете, откуда привезли в Москву главный символ праздника в этом году?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Тотемы далеких предков

Москвичка Александра Шунтикова смотрит экспонаты выставки «Животные и фантастические существа в древней культуре Евразии». Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
Москвичка Александра Шунтикова смотрит экспонаты выставки «Животные и фантастические существа в древней культуре Евразии». Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
Москвичка Александра Шунтикова смотрит экспонаты выставки «Животные и фантастические существа в древней культуре Евразии». Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

В Государственном музее Востока открылась выставка «Животные и фантастические существа в древней культуре Евразии». На ней можно увидеть 200 экспонатов из фондов отдела истории материальной культуры и древнего искусства музея. Среди них — художественные произведения, предметы декоративно-прикладного искусства и объекты, связанные с тотемизмом.

По словам куратора выставки, историка Сергея Болелова, центральное место экспозиции музейщики отдали залу с находками с территории Северного Кавказа.

— Дело в том, что все эти находки сделаны экспедицией нашего музея, которая существует уже сорок лет, — пояснил он. — Ее первые работы были проведены на территории Республики Адыгея. Мы постарались охватить те периоды, которые были наиболее изучены экспедицией. Здесь у нас есть, например, и скифские вещи, которые мы можем напрямую связать со скифским искусством, есть так называемый скифомеотский стиль, в основном он связан с территорией Прикубанья.

Барельеф с изображением
лося. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

Историки уверены, что «звериный стиль» распространился по территории европейского континента благодаря тотемизму. — Тотемизм  это представление о сверхъестественной связи племени людей с определенным видом животных, — объясняет Болелов. — Тотем — это животное, которое считалось предком рода.

По мнению историков, интерес к тотемизму возник у наших предков в силу природных условий и образа жизни. Ведь жизнь кочевника-скотовода сильно зависела от различных животных, как домашних, так и диких. Постепенно они стали для людей объектами поклонения, духами-покровителями в нелегкой жизни. Это, а также восхищение живыми существами и вообще нетронутой природой, и породило знаменитый «звериный стиль».

На выставке можно увидеть различные вариации этого стиля — от роскошных греческих серебряных сосудов в форме колесницы до простых глиняных фляг с изображением оленей; от предметов с тщательно прорисованными деталями вроде коня, сгибающегося под тяжестью упряжи, до едва узнаваемых контуров рыбы на ободке керамической тарелки.

Сосуд в виде рога. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

Отдельного внимания заслуживает мифологическая градация животных. Так, в представлении наших предков оленю была отведена особая роль.

— С эпохи индоевропейского единства олень считался сакральным животным, воплощением верховного божества, связанного с солнцем, — рассказывает Болелов.

Противоположностью благородного оленя считался дикий кабан.

— Во все времена охота на вепря была трудна и опасна, — говорит куратор. — Вепрь всегда воспринимался как опасный противник человека, обладающий сверхъестественными способностями. Степные скотоводы относились к нему с большим почтением.

Наравне с реально существующими животными на выставке можно увидеть изображения мифических существ, вроде пегасов, сфинксов и сирен.

Считается, что образы фантастических и экзотических для Севера Евразии животных пришли в традиционную культуру из книжной христианской. Начиная с XII века райские птицы, грифоны, львы, гепарды и всевозможные «фантастические твари» органично вошли в древнерусское искусство. Они запечатлены в каменной резьбе владимиро-суздальских храмов, металлическом литье и книжной миниатюре. Средневековье привнесло в прикладное искусство различные изображения животных, например: единорогов, сиринов, алконостов и двуглавых орлов. Народное искусство воспринимало новые идеи, однако в то же время сохраняло старые. В вышивке, резьбе и росписи по дереву веками сохранялись образы фантастических зверей и птиц.

Экспонат в виде
головы оленя. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

Интересно, что джиннов наши предки тоже считали животными.

— В мусульманской традиции джинны созданы Аллахом из бездымного огня и представляют собой воздушные тела, наделенные разумом, — объясняет Сергей Болелов. — Они считались нейтральными, то есть не были ни добрыми, ни злыми, и выполняли любые приказы того, кто сумеет их подчинить. В музее изображение джинна можно увидеть на одной из глиняных емкостей. По словам искусствоведов, такие насадки обычно украшали алхимические сосуды.

Поближе познакомиться с благородными оленями, джиннами и райскими птицами можно до 10 мая.

Новости партнеров