Опрос

1 октября 2007 года состоялась церемония передачи Дома Пашкова Российской государственной библиотеке. Знаете ли Вы, кем было спроектировано здание?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Тотемы далеких предков

Москвичка Александра Шунтикова смотрит экспонаты выставки «Животные и фантастические существа в древней культуре Евразии». Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
Москвичка Александра Шунтикова смотрит экспонаты выставки «Животные и фантастические существа в древней культуре Евразии». Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
Москвичка Александра Шунтикова смотрит экспонаты выставки «Животные и фантастические существа в древней культуре Евразии». Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

В Государственном музее Востока открылась выставка «Животные и фантастические существа в древней культуре Евразии». На ней можно увидеть 200 экспонатов из фондов отдела истории материальной культуры и древнего искусства музея. Среди них — художественные произведения, предметы декоративно-прикладного искусства и объекты, связанные с тотемизмом.

По словам куратора выставки, историка Сергея Болелова, центральное место экспозиции музейщики отдали залу с находками с территории Северного Кавказа.

— Дело в том, что все эти находки сделаны экспедицией нашего музея, которая существует уже сорок лет, — пояснил он. — Ее первые работы были проведены на территории Республики Адыгея. Мы постарались охватить те периоды, которые были наиболее изучены экспедицией. Здесь у нас есть, например, и скифские вещи, которые мы можем напрямую связать со скифским искусством, есть так называемый скифомеотский стиль, в основном он связан с территорией Прикубанья.

Барельеф с изображением
лося. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

Историки уверены, что «звериный стиль» распространился по территории европейского континента благодаря тотемизму. — Тотемизм  это представление о сверхъестественной связи племени людей с определенным видом животных, — объясняет Болелов. — Тотем — это животное, которое считалось предком рода.

По мнению историков, интерес к тотемизму возник у наших предков в силу природных условий и образа жизни. Ведь жизнь кочевника-скотовода сильно зависела от различных животных, как домашних, так и диких. Постепенно они стали для людей объектами поклонения, духами-покровителями в нелегкой жизни. Это, а также восхищение живыми существами и вообще нетронутой природой, и породило знаменитый «звериный стиль».

На выставке можно увидеть различные вариации этого стиля — от роскошных греческих серебряных сосудов в форме колесницы до простых глиняных фляг с изображением оленей; от предметов с тщательно прорисованными деталями вроде коня, сгибающегося под тяжестью упряжи, до едва узнаваемых контуров рыбы на ободке керамической тарелки.

Сосуд в виде рога. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

Отдельного внимания заслуживает мифологическая градация животных. Так, в представлении наших предков оленю была отведена особая роль.

— С эпохи индоевропейского единства олень считался сакральным животным, воплощением верховного божества, связанного с солнцем, — рассказывает Болелов.

Противоположностью благородного оленя считался дикий кабан.

— Во все времена охота на вепря была трудна и опасна, — говорит куратор. — Вепрь всегда воспринимался как опасный противник человека, обладающий сверхъестественными способностями. Степные скотоводы относились к нему с большим почтением.

Наравне с реально существующими животными на выставке можно увидеть изображения мифических существ, вроде пегасов, сфинксов и сирен.

Считается, что образы фантастических и экзотических для Севера Евразии животных пришли в традиционную культуру из книжной христианской. Начиная с XII века райские птицы, грифоны, львы, гепарды и всевозможные «фантастические твари» органично вошли в древнерусское искусство. Они запечатлены в каменной резьбе владимиро-суздальских храмов, металлическом литье и книжной миниатюре. Средневековье привнесло в прикладное искусство различные изображения животных, например: единорогов, сиринов, алконостов и двуглавых орлов. Народное искусство воспринимало новые идеи, однако в то же время сохраняло старые. В вышивке, резьбе и росписи по дереву веками сохранялись образы фантастических зверей и птиц.

Экспонат в виде
головы оленя. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

Интересно, что джиннов наши предки тоже считали животными.

— В мусульманской традиции джинны созданы Аллахом из бездымного огня и представляют собой воздушные тела, наделенные разумом, — объясняет Сергей Болелов. — Они считались нейтральными, то есть не были ни добрыми, ни злыми, и выполняли любые приказы того, кто сумеет их подчинить. В музее изображение джинна можно увидеть на одной из глиняных емкостей. По словам искусствоведов, такие насадки обычно украшали алхимические сосуды.

Поближе познакомиться с благородными оленями, джиннами и райскими птицами можно до 10 мая.

Новости партнеров