Трагедия Луганска на театральной сцене
7 мая в Театре Российской армии состоялась премьера спектакля «Серая зона». На Экспериментальной сцене молодой режиссер Юлия Шульева решилась поднять самую важную тему сегодняшнего дня и поговорить со зрителем о событиях в Луганске.
Перед театрами сегодня стоит непростая задача — нужно найти правильную форму творческого высказывания, затрагивающего болезненные темы. Театр Российской армии смело взял знамя первопроходца — впервые в Москве на сцене вниманию зрителей представили спектакль о днях настоящих и о человеческих трагедиях, которые происходят именно сейчас. Режиссером и художником постановки «Серая зона» стали молодые специалисты, которые доказали, что способны живо откликаться на события и не бояться говорить на острые темы.
Спектакль родился в рамках творческой лаборатории «Время героев». Эскиз, поставленный по пьесе луганского драматурга Светланы Тишкиной, который на суд профессионалов представила Юлия Шульева, назывался «Ложь во спасение». В центре внимания история десятилетнего Ромы (Мария Швыдко) из Лисичанска. В школе ему говорили, что русские — враги, но теперь его мама Инна (Анна Киреева) ходит на площадь за гуманитарной помощью, отправленной из России, а от бронхита его лечит русский военный врач...
— Глазами ребенка мы показываем, как и в наше время бомбежки лишают детства, — рассказала Анна Киреева. — Нам важно было рассказать о том, как сильна пропаганда и как мать мальчика вынуждена скрывать от сына правду об отце-ополченце, чтобы защитить его от одноклассников.
Актрисе Марии Швыдко удалось настолько точно сыграть ребенка, что весь спектакль зритель не может отвести от нее взгляда — неловкие движения и трогательная неаккуратность, когда, увлеченный рассказом матери, маленький Рома не замечает соскакивающий с ножки войлочный тапочек, делают образ десятилетнего мальчишки щемяще убедительным.
— Поставив себя на место этого мальчика, я хотела правдиво рассказать историю о происходящих событиях, о том, что способно повлиять на перемену в сознании, — говорит о своем замысле драматург Светлана Тишкина. — Рассказать всем тем, кто, к счастью, далеко от линии фронта и слышит о войне из сводок новостей, как все на самом деле. Все характеры, сюжетные линии моей пьесы взяты из реальной жизни.
На стене холодного подвала, где Рома с мамой прячется от бомбежек, развешаны его рисунки. Но наивных домиков и солнца с лучиками мы на них не найдем. Мальчик рисует то, что видит и о чем слышит ежедневно — школу под обстрелом снарядов и атакующие танки. Единственное, что появляется здесь неразрушенным — его семья, и в конце спектакля рядом с ним и мамой на рисунке появляется папа.
— Когда мы решили дать эскизу дальнейшую творческую жизнь и поставить его на Экспериментальной сцене, я решила добавить в спектакль еще одну историю, — рассказала о процессе создания спектакля режиссер Юлия Шульева. — Театр на выбор предложил мне несколько пьес, и тогда я выбрала «Серую зону» севастопольского драматурга Ольги Манько.
Серая зона — так называется территория между позициями двух сторон конфликта. В маленькой деревеньке, отрезанной от всего мира, без связи, газа и воды, оказывается Анна (заслуженная артистка России Инна Серпокрыл). Она уезжает из родного дома. Воспоминания всплывают в ее памяти одно за другим, как только она касается дорогих сердцу вещей: вязаной маминой шали, красивых туфелек на каблучке, плетеной корзины или советских значков. Она рассказывает о своей жизни: как начались бомбежки в 2014 году, как в дома ее соседей попадали снаряды, как она пряталась в подвале и оставляла в доме лежачих пожилых родителей, которые умерли с разницей всего в два дня. Самой Анне желает смерти даже родная сестра, которая считает всех луганцев сепаратистами, разваливающими страну. Несмотря на все испытания, женщина смогла простить и принять всю ту боль, которую уготовила ей судьба, и в ней жива надежда, что над ее головой вновь будет мирное небо.
— Я прожила историю своей героини от первого и до последнего слова, — поделилась Инна Серпокрыл. — Каждую деталь ее рассказа я видела как будто своими глазами. До 17 лет я жила в Донецке, и сейчас мои близкие люди продолжают рассказывать мне о том же самом. Она не хочет бросать свое прошлое, отказываться от него и отчаянно хватается за каждую вещь в своем доме, чтобы, несмотря на всю боль, рассказать другим правду. Монолог Анны — моноспектакль, а часть про Рому — драматическая, игровая. Документализм и обезоруживающая честность драматургического материла объясняют и художественное решение пространства спектакля. Кажется, будто бы зритель оказывается незримым участником событий и гостем в домах, где хозяева не пытаются создать иллюзию идеального порядка. Например, художник-постановщик Николай Давыдов подмечает важную деталь — кровати героев заправлены бельем из разрозненных комплектов, как это часто бывает в обычной жизни.
— Когда мы обсуждали наши идеи, сошлись на том, что в нашем спектакле самое важное — реальность всего происходящего, поэтому лакированная действительность нам была не нужна, — объяснил свой замысел Николай Давыдов.
Спектакль особенно остро отзывается в зрителях по двум главным причинам — свежесть взгляда и юношеский максимализм, не приемлющий конъюнктуры, делает постановку искренней и доказывает, что театр является неотъемлемым инструментом осмысления действительности.
НА ЗАМЕТКУ
В Театре имени Моссовета идет спектакль «Сны Пенелопы» по пьесе донецкого драматурга Алексея Куралеха. Главные роли исполнили Александр Яцко и Анастасия Макеева.