Трамваи разных поколений встретились на улице Лесной
![6 апреля. Пассажиры Сергей Игнашкин (сидит), Ирина Лаврушина, Екатерина Руссиян (справа) в ретро костюмах. Фото: Александр Кочубей](https://caoinform.moscow/wp-content/uploads/sites/38/2024/04/1-2-scaled.jpg)
![6 апреля. Пассажиры Сергей Игнашкин (сидит), Ирина Лаврушина, Екатерина Руссиян (справа) в ретро костюмах. Фото: Александр Кочубей, «Вечерняя Москва»](https://caoinform.moscow/wp-content/uploads/sites/38/2024/04/1-2-1024x682.jpg)
Московскому трамваю 6 апреля исполнилось 125 лет. В честь этой юбилейной даты в центре столицы прошел Парад исторических трамваев.
Торжественный запуск движения трамваев состоялся в столице 6 апреля 1899 года, а уже на следующий день первые пассажиры стали пользоваться новым видом транспорта. Сейчас в будни на нем совершают в среднем больше 600 тысяч поездок.
— Сегодня Москва задает тренды развития трамвайной сети и инфраструктуры для всей страны. С 2017 года в город поставили больше 500 самых современных трамваев — все они произведены в России, — отметил мэр Москвы Сергей Собянин (на фото вверху).
В кабине — только мастера
В честь юбилея на Лесной улице парадной колонной проехали 12 трамваев разных поколений, в числе которых «Фонарный», КМ, КТМ-1 и КТП-1, РВЗ-6, «Татра-Т3» и другие. Рано утром они вышли из Депо имени Русакова. Управлять историческим электротранспортом — задача непростая: оборудование там механическое и требует знаний и умений. Поэтому водители, участвующие в параде, — специалисты с большим опытом. Вагоном типа КМ (Коломенский моторный) управлял водитель трамвая регулярных пассажирских маршрутов Московского метрополитена Адиб Сабиров со стажем вождения электрического транспорта более 30 лет. В парадах он участвует с 2015 года.
— Я хотел водить трамвай с детского сада, — признался он.
— Это была профессия моей мечты, которую я осуществил. Со сложными приборами трамвая КМ Адиб Сабиров управляется мастерски. — Это кулачковый контроллер прямого действия, он приводит трамвай в движение. Кран машиниста для торможения, есть стояночный тормоз — он нужен, чтобы покинуть трамвай надолго, — рассказывает Адиб, показывая приборы. — Сейчас все автоматизировано, а раньше вагоновожатым нужно было многое уметь.
![Парад в честь 125-летия Московского трамвая на Лесной улице. Фото: Ярослав Чингаев, Агентство городских новостей «Москва»](https://caoinform.moscow/wp-content/uploads/sites/38/2024/04/1.1-1-300x200.jpg)
Невероятные эмоции!
В соседнем вагоне типа Ф (Фонарный) едут пассажиры в необычных нарядах. Это любители старой моды Ирина Лаврушина, Екатерина Руссиян и их друзья.
— Я люблю старую моду, не пропускаю ни одно мероприятие на историческую тему, — рассказала Ирина Лаврушина, одетая в сиреневую куртку из драпа, платье, сшитое по выкройке из модного журнала 1939 года, и шляпку конца 1930-х. Ее подруга Екатерина Руссиян одета в стиле 1960-х годов. На Лесной улице, куда трамваи добрались спустя час путешествия по улицам Москвы, их встречали толпы москвичей.
— Сын очень любит трамваи. Мы не могли пропустить такое событие! — рассказал москвич Дмитрий Сосин, он пришел на парад с пятилетним Иваном. В глазах мальчишки — искренний восторг и желание поскорее попасть внутрь необычного трамвая. Такая возможность есть — по окончании парада на площади Тверская Застава прошла выставка исторических вагонов и автомобилей. В течение дня любой желающий мог посидеть в ретротрамвае.
Перспективное будущее
![6 апреля. Водитель трамвая регулярных пассажирских маршрутов Адиб Сабиров участвует в подобных парадах почти 10 лет. Фото: Александр Кочубей](https://caoinform.moscow/wp-content/uploads/sites/38/2024/04/1.2-300x200.jpg)
Парк трамваев Москвы сегодня обновлен уже на 95 процентов. — К 2030 году планируем закупить 200 вагонов последнего поколения, в столице будут ход только полностью низкопольные трамваи. Продолжаем модернизацию путей, обособляем их от автомобильных дорог, также оборудуем остановки с приподнятыми платформами, — рассказал Сергей Собянин. А скоро по улицам города поедут беспилотные трамваи. Как сообщил заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов, правительство Москвы разрабатывает технологию управления трамвая без водителя.
— Трамвай уже у нас научился ездить в депо, и летом этого года трамвай в беспилотном режиме будет уже выезжать на улицы города Москвы. Понятно, что там будет находиться водитель в первое время, но в перспективе мы считаем, что он может полностью работать в автоматическом режиме, — сообщил он.