Три художника великой династии
В Новой Третьяковской галерее открылась масштабная выставка «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век». Кураторы экспозиции подчеркнули, что она приурочена к Году семьи.
Художественную династию Васнецовых, кажется, все знают с детства. Былинные «Три богатыря» и «Витязь на распутье», или сказочные «Иван-царевич на Сером волке», или «Аленушка»... С этими картинами Виктора Васнецова мы знакомимся, как правило, в том же возрасте, когда читаем наши первые сказки, а образы, созданные художниками, становятся значимой частью нашего культурного кода. Но цель новой выставки иная. Да, здесь можно увидеть хрестоматийные сюжеты. Но она показывает художественную династию, к которой принадлежали три очень разных художника — два брата, Виктор и Аполлинарий, и внук Виктора Андрей Васнецовы.
— Тема семьи — одна из самых важных, которую мы раскрываем, — отметила заместитель директора Третьяковской галереи Татьяна Карпова. — Мы показываем индивидуальность каждого художника, но при этом ищем духовные основы творчества, объединяющие их.
Очарование старого города
Архитектор экспозиции Сергей Чобан создал символическое пространство, которое делится на особые миры. Центральным ядром первой части стал круглый зал, где показано творчество пейзажиста Аполлинария Васнецова. Здесь представлены пейзажи-элегии, наполненные восхищением переменчивым состоянием природы — пойманные сиреневые сумерки за считанные минуты до наступления темноты или же предгрозовая туча, тяжело плывущая по небу. Однако концептуальное значение имеют здесь другие его картины — на них изображена старая Москва. В городе белокаменных монастырей и златокупольных храмов кипит жизнь. Полотна прописаны до мельчайших подробностей, так что поражают натуралистичностью, с какой художник передает ритм жизни столицы XVII века.
Красота мира Горнего
Оказавшись за пределами «Старого города» и выйдя из центрального круглого зала, попадаешь в мир легенд Виктора Васнецова. Здесь нас ждут хорошо знакомые богатыри и другие герои. Но вершиной его творчества стали росписи Владимирского собора. Поднявшись на второй этаж, будто на хоры, можно увидеть подготовительные небольшие эскизы — херувимы и серафимы с разноцветным оперением, бордюры с неовизантийским орнаментом или медальоны с ликами святых. Однако доминантой пространства стали большие полноразмерные эскизы, которые кураторы разместили на большой стене — их можно обозревать с двух этажей. Такое решение максимально приближает зрительские ощущения к тому, что бы мы чувствовали, оказавшись в соборе.
Основатель «сурового стиля»
По логике пространства, выстроенной Сергеем Чобаном, творчество младшего из художников, Андрея Васнецова, расположено в нижнем зале. Художественный язык его живописи резко отличается — он работал в эпоху модернизма. Его работы черно-белые, условные. В них нет подробной детализации и любования красотой,но ему удалось передать острое напряжение послевоенного времени — в творчестве он неоднократно возвращался к гибели своего брата Юрия на фронтах Великой Отечественной войны. Его искания стали основой «сурового» стиля — такое название получило направление советской живописи, целью которого было честное изображение действительности.
Объединяя поколения
Через творчество всех троих живописцев проходят две темы — семья и Абрамцево. Портреты домашних знакомят нас ближе с частной жизнью. Образ усадьбы, где располагался кружок Мамонтовых, покажет, как время меняет знаковые места — в творчестве Андрея Васнецова Абрамцево превратится в запустевший уголок, куда его все же тянет с непреодолимой силой.
— Каждый из художников династии повлиял на развитие русского искусства, — подчеркнула куратор Ольга Атрощенко. — Мы составили визуальный ряд таким образом, чтобы художники взаимодействовали друг с другом, чтобы между ними прослеживалась связь. Посетить экспозицию, куда вошло более 200 произведений художников Васнецовых, можно до 4 ноября.
СПРАВКА
Росписи Владимирского собора Виктора Васнецова высоко оценивали современники. Все дело в необычной эстетике — на традиционном золотом или синем фоне Христос, Саваоф и Богородица изображены в традиции русского реализма, но при этом образы не лишены величественности и монументальности.