Триста раз зашли на Матренин двор
24 сентября в Театре имени Евгения Вахтангова на сцене «Студия» состоялось юбилейное, 300-е по счету (!) представление спектакля «Матренин двор» по рассказу Александра Солженицына.
Минималистичные декорации не должны никого обмануть: в спектакле в свой час сыграет каждая деталь, каждая досочка, хоть лавка, хоть фикус в горшке — все, включая кусок меха, который в умелых руках артиста Александра Михайлова в нужный момент обернется колченогой кошкой. И «внутренний хребет» дома обернется крестом на погосте, причем крестом ровным, не согнувшимся, стоящим выше мелочности и неправды, что изольются на свет божий после смерти странной, к миру особенно не приспособленной Матрены Васильевны, давшей кров бывшему сидельцу Игнатьичу, читай — Исаичу.
...Сколько ни смотри этот спектакль, легче не станет. Я вот увидела его в третий раз. Первые два — давно: в год премьеры, весной 2008 года, и спустя пару-тройку лет после этого. И каждый раз он, будучи неизменным в смысле канонического текста, незримо менялся. Спустя годы мне увиделось совсем другое...
Или я стала еще взрослей?
Но самое горькое: страшно, но актуальность написанного Солженицыным и сыгранного Александром и Еленой Михайловыми только растет. И если много лет назад то низкое, гадкое и грязное, что выползло после смерти полублаженной, а может, и полусвятой Матрены Васильевны, казалось чуть ли не перехлестом, ныне оно же воспринимается почти закономерностью. Увы, мир стал злей, завистливее, мелочнее, он истерся и постарел от собственной корысти, жажды урвать хоть кусок с любого, пусть и нищенского, стола; и в сердцах людских все меньше сострадания друг к другу, даже к самым близким, а мещанская сущность играючи подавляет духовную ткань, которой, казалось бы, должна быть выстлана вся душа, включая заповедные ее уголки. Да только не выстлано там ничего и спрятано в этих упомянутых уголках порой такое, что лучше бы и не светил туда обезоруживающий свет фонаря!
...Весной 2008 года Александр Солженицын был уже тяжело болен. Все ждали для него если не чуда, то облегчения и, конечно, готовились к его 90-летию. Свой подарок к юбилею заготовили и вахтанговцы, поддержав идею актера Александра Михайлова создать сценическую версию рассказа «Матренин двор». Эту идею он вынашивал не один год, а потом поделился ею с профессором Щукинского училища, заслуженным деятелем искусств России Владимиром Ивановым — режиссером Театра Вахтангова. И они, что называется, «совпали».
И после премьеры, и сейчас, после 300-го по счету показа спектакля, Наталья Дмитриевна Солженицына, вдова писателя и президент Фонда, носящего его имя, отмечала удивительно точную и многотрудную работу Владимира Иванова:
— Он сумел разложить это произведение, очень бережно отнесясь к тексту, на два голоса, а это трудно, из прозы создать произведение драматургическое...
И это правда. Если не знать, что перед нами — солженицынская проза, рассказ, то и не заметишь ювелирной работы, проведенной невероятно заботливой рукой Иванова. Получился не к тексту, на два голоса, а это трудно, из прозы создать произведение драматургическое... И это правда. Если не знать, что перед нами — солженицынская проза, рассказ, то и не заметишь ювелирной работы, проведенной невероятно заботливой рукой Иванова. Получился не сценарий, не пьеса, а, скорее, до деталей расписанная партитура, которая вкупе с поразительной игрой Александра и Елены и вызывает ту бурю эмоций, которая накрывает тебя на время спектакля, и долгое послевкусие от него.
...«Не стоит село без праведника» — так назвал свой второй из опубликованных в «Новом мире» рассказ Александр Солженицын. Но название изменили: как бы чего не вышло. А может, и к лучшему: ласковое название усиливает горечь описанного.
Рассказ, напомню, основан на подлинных событиях. Героиню его в реальности звали Матреной Васильевной Захаровой (1896–1957). А описанные события происходили в деревне Мильцево (в рассказе — Тальново). И свидетель происходящего — автор, он в спектакле и рассказчик, а может, еще и тот нравственный судья, что приходит к порогу дома каждого...
Рассказ и правда разложен на два голоса, хотя действующих лиц в нем больше; супруги Михайловы играют лишь Игнатьича да Матрену, но звучат внутренне и остальными голосами — Фаддея и его сыновей, приемной дочери Матрены Киры, ее мужа, односельчан, блажащих на похоронах, плачущих «как положено».
— Сколько раз Елена Михайлова ни выходила на сцену, столько раз, произнося монолог, плакала, — вспоминала перед спектаклем Наталья Дмитриевна Солженицына.
На трехсотый спектакль она пришла с букетом роз. Много лет назад Солженицын, увидев эту постановку в записи, благословил ее. И прошли годы, но никак не играется этот спектакль «вполноги», и по лицу Елены Михайловой вновь катятся слезы, которыми она выбаливает немыслимую боль своей героини — потерю детей, разочарование, одиночество…
Спектакль зрители приняли с восторгом. «Матренин двор» собрал изрядное количество наград, был оценен критиками и жюри престижных фестивалей. Но наивысшей наградой для Михайловых, как кажется, становятся встречные слезы — слезы зрителей, оплакивающих в блистательно сыгранной Еленой Матрене ушедшее время с его экстремумами.
В спектакле, уже после смерти, фантом Матрены возвращается в родную избу. Кажется — это душа ее прилетела сюда на прощание.
— Это произведение вечное. Оно будет актуально всегда, потому что речь идет о внутренних человеческих страстях и выборе, который каждый делает перед своей совестью, — уверен Александр Михайлов, исполнитель главной роли (Игнатьича-рассказчика). Спектакль пролетает за мгновение. Ты не успеваешь осознать даже, а точка поставлена. Невольно просится аллюзия: а что это за стремительность, как не сама жизнь. И всем она дается для разного, воспетой же Солженицыным Матрене — для того, чтобы и освещать светом души своей наше вчера и сегодня, и отзываться бесконечной болью.
В ТЕМУ
«Основополагающей вещью» всей русской «деревенской литературы» назвал рассказ «Матренин двор» Александра Солженицына писатель, поэт, критик и диссидент, кандидат филологических наук Андрей Синявский (1925–1997).
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
— Не каждый спектакль доживаетдо сотого показа. Это магическая цифра! Когда мы выходим на сто идальше, то, значит, суперуспешная история. А мы пришли к цифре 300! Это рекорд, достойный самых высоких театральных результатов!