Тройной юбилей любимого театра
13 июля Российский академический молодежный театр разменял век! И это не единственная юбилейная дата для него в 2021 году: недавно режиссер, худрук РАМТа Алексей Бородин отпраздновал 80-летие, а зданию, в котором находится театр, в этом году двести лет!
Фантастические цифры! Впрочем, сама история театра — повод для огромного романа. Но обо всем по порядку.
Для детей и детства
Как бы кто ни относился к советской власти, неоспоримо одно — о детях она думала. Толпы беспризорников, сирот, разруха, голод — такими были 1920-е годы. И вдруг в 1921 году Наталии Сац, одержимой театром, сам Луначарский, нарком образования, поручает заняться театром для детей! Наталия Ильинична, дочь композитора Ильи Саца, росла в кругу театрально-музыкальной интеллигенции, в 15 лет заведовала детским сектором в театрально-музыкальной секции Моссовета, при котором создала первый театр с детским репертуаром. А в 1921 году родился Московский театр для детей. Он работал сплошными аншлагами — порой зрителей собиралось столько, что дети сидели на сиденьях по двое!
Через 15 лет театр поменял название и стал Центральным детским театром. Но сама Наталия Ильинична в 1937-м попала в молох репрессий: 21 августа 1937 года она была арестована как ЧСИР — член семьи изменника родины. Ее муж, нарком внутренней торговли СССР И. Я. Вейцер, был расстрелян, а Сац приговорили к пяти годам лагерей. Ее судьба — тоже отдельная история. Но все знают ее как основательницу Детского музыкального театра, забывая про тот, что ныне живет на Театральной площади...
После ареста Сац из театра ушли многие артисты, а возглавил его Владимир Дудин — тогда еще только начинавший свой путь. Он провел реорганизацию театра, началась подготовка нового репертуара, всюду искали талантливых актеров. По-разному, со взлетами и откатами назад, но театр для детей жил!
Приход в него режиссера Марии Кнебель, сподвижницы Станиславского, открыл новую страницу в его истории — она ставила серьезные, недетские спектакли, что заострило интерес к ЦДТ публики. На сцене театра родились для зрителя знаменитые «розовские мальчики» — череда героев разных пьес Виктора Розова, создавших уникальные
образы молодых, пылких идеалистов. В 1970-е годы ситуация в разных театрах была, в общем, схожа: государственная машина требовала активной пропагандистской деятельности. Однако в Центральном детском театре при исполнении «воли сверху» никогда не прекращали ставить пьесы, заставляющие думать, терзаться, философствовать. Возможно, кто-то и хотел бы видеть его театром «придворным», но он умудрялся сохранять лицо даже в самые непростые годы застоя. Поэтому он не канул в вечность, не исчез с театральной карты Москвы, а в новые времена рванул вперед.
Созданы друг для друга
...Как ни странно, отлично помню сообщение о приходе в этот театр нового режиссера. Наверное, запомнила потому, что в ЦДТ меня водили в детстве как на работу — через раз со МХАТом. Пересмотрено было все.
До переезда в Москву Бородин шесть лет руководил ТЮЗом в Кирове. В Москву он привел с собой некоторых членов команды и года через три «выстрелил» дилогией по роману «Отверженные», которая будет оценена госпремией.
А в 1985-м на сцене появилась «Ловушка No 46, рост второй», которую Алексей Владимирович точно назовет «Чайкой» своего театра. Спектакль по пьесе Юрия Щекочихина пробирал до мурашек — он рассказывал о тех ловушках, которые поджидают молодых людей в современном мире. Во время спектакля мне, например, казалось, что я вижу некий сон — представить, что на сцене можно увидеть нечто
подобное, до этого было невозможно. «Прогремел» театр и «Берегом утопии» в постановке Алексея Бородина, а потом «выстрелил» серией знаковых премьер, выпустив за один лишь сезон 2009/2010 года 13 (!) новых спектаклей. Потрясающее впечатление подарили и «Последние дни», а в юбилейный год Алексей Владимирович поставил «Горе от ума», премьера которого прошла в феврале. Литератор, переводчик, критик, профессор Литературного института имени Горького Валерий Модестов рассказал «МЦ»: — Я знаю Алексея Владимировича Бородина много лет, он, на мой взгляд, один из самых талантливых и непредсказуемых столичных режиссеров.
Время — лучший судья, и оно подтвердило правильность избранного Бородиным пути, востребованность на протяжении десятилетий его режиссерских идей, веру и преданную любовь зрителей, стремление талантливых ребят поступить учиться на его курс. «Прости меня» Астафьева, «Ловушка No 46, рост второй» Щекочихина, «Дома» Розова, «Король Лир» Шекспира, «Эраст Фандорин» Акунина, «Вишневый сад» Чехова, «Берег утопии» Стоппарда и другие спектакли, в которых Бородин проявил себя непревзойденным
мастером содержательного, эмоционально наполненного и композиционно выстроенного современного действа, были тепло встречены зрителями. Помню, как впечатлил меня поставленный им «Нюрнберг». Несколько лет назад я брал у него интервью, и он сказал, что ему нравится «броуновское движение» внутри театра, оно на пользу и труппе, и публике. И добавил, что у человека должна быть мечта в жизни, пусть утопическая, но мечта, к кото- рой он идет всю жизнь. Его путь к мечте — путь сквозь ураган и ветер, это движение к мечте, пусть несбыточной, дает людям возможность быть и оставаться людьми. В юбилей хочется пожелать, чтобы сбывались все мечты — и его, и театра.
Намоленное место
В детстве, приходя в ЦДТ, я все время думала, что это — дворец. Мне казалось: еще миг, и с лестницы сбежит какая-нибудь принцесса или даже Золушка. Ощущение посещения дворца испытываю и сейчас — настолько здание роскошно. Все в нем, от коридоров до деталей фойе, настраивает на особый лад. И это не просто так — место-то действительно намоленное!
Доходный дом на Театральной площади строился по заказу Константина Полторацкого по проекту Александра Элькинского. Строительство, оконченное в 1821-м, вел знаменитый архитектор Осип Бове. В 1840-х годах дом стал собственностью купца Бронникова. Залы и бельэтаж дома сдавались под театр московского Артистического кружка. Позже арендатор здания Михаил Лентовский затеял его перестройку — возвел третий этаж и зрительный зал на 1500 мест. Вскоре здание перешло к Павлу Шелапутину, а зал арендовал Императорский новый театр, а в начале XX века тут же давала спектакли частная опера Зимина, потом — театр Незлобина. После революции театр преобразовали в Товарищество актеров, потом отдали МХАТу, которым руководил Михаил Чехов, а после — Иван Берсенев. Когда в 1936 году МХАТ 2-й закрыли, сюда переехал Центральный детский театр. И сказка продолжается до сих пор. С тройным юбилеем, любимый РАМТ!
СПРАВКА
В короткой заметке трудно упомянуть все те великие имена, что непосредственно связаны с историей РАМТа. А ему есть чем гордиться! В разные годы, кроме упомянутых театральных деятелей, тут работали Леонид Волков, Ольга Пыжова, Константин Шах-Азизов, в период управления театром которого тут работали Георгий Товстоногов, Анатолий Эфрос и Олег Ефремов, Владимир Кузьмин и многие-многие другие.
КСТАТИ
В июле этого года за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства и многолетнюю плодотворную деятельность Указом Президента России заслуженный деятель искусств РСФСР, Народный артист РСФСР Алексей Владимирович Бородин был награжден орденом «За за- слуги перед Отечеством» II степени, с чем мы от души его поздравляем!