Центр однажды станет Меккой культуры
Творческая биография народного артиста России, режиссера Андрея Житинкина очень разнообразна. Он работал в «Современнике», Театре Ермоловой, Театре на Малой Бронной, сейчас — художественный руководитель «Авторского театра Андрея Житинкина». В этом году он отпразднует юбилей — 60 лет.
По собственному признанию и желанию, режиссер корневой связью скреплен с центром столицы, который наполняет не только его, но и все постановки своими энергией, жизнью и ритмом.
— Какой уголок в Москве вы считаете свои любимым?
— Для меня культовым местом в Москве стал Арбат. Ведь я коренной вахтанговец: сначала как актер окончил Щукинское училище, находящееся неподалеку от Арбата, затем попал в Вахтанговский театр. Но Евгений Рубинович Симонов, тогда его возглавлявший, пригласил меня на свой режиссерский курс в той же Щуке.
Так что после четырех лет на актерском, еще шесть проучился на режиссуре: представляете, сколько раз за эти годы я исходил Арбат вдоль и поперек!
Несколько лет назад так получилось, что я квартиру у метро «Аэропорт» поменял на Арбат.
— Если говорить о людях, которые живут в нашем городе, то кто они, какие ассоциации вызывают?
— Конечно, каждый город — это прежде всего люди, которые в нем живут. А для меня Москва ассоциируется именно с Арбатом, а Арбат — с Булатом Окуджавой. Я очень этому рад: там появился ему памятник во весь рост, и надеюсь, что там появятся памятники еще многим людям именно в подобном выражении.
Также мне очень нравится «живой» памятник Юрию Никулину на Цветном бульваре, этот монумент для меня — один из символов Москвы.
— Наш разговор имеет градус романтики. Но, наверное, в Москве, кроме Арбата, немало и других романтических мест?
— Да, конечно, много, но они у каждого свои. Все это связано с первым чувством или первыми шагами во взрослой жизни. Думаю, все без исключения взрослые помнят, как они колбасились в ночь, когда они поступили в вуз.
И у меня есть такие же воспоминания. Например, был у нас один мальчишка, не буду называть его имя, потому что сейчас это довольно знаменитый актер. Которого в этот счастливый день забрали в милицию из-за того, что он оборвал несколько кустов сирени, застелил цветами площадку перед входом в Театральное училище имени Щукина.
Представляете, какая странная вещь происходит: сначала это вот такой романтический порыв, который потом обеспечивается всей твоей дальнейшей жизнью. Потому что, когда оканчиваешь училище и начинаешь работать, ты понимаешь, что должен отдавать тому же взрастившему тебя Арбату, тому же театру — ставить такие спектакли, чтобы на них приходили люди и чтобы эта связь времен не прерывалась.
— Как вам кажется, Москва — театральный город?
— Разумеется. Обратите внимание на то, как густо населен театрами центр Москвы: Театр Моссовета, Сатиры, Станиславского, Пушкина, Ленком, МХАТ, Ермоловский. В сущности, это наш Бродвей. Другое дело, что у нас нет такого великолепия и пиршества огней, афиш, бегущей рекламы. Но надеюсь, что со временем все это появится, потому что очень хочу, чтобы московский центр стал Меккой культуры.
— А по своей сути, на ваш взгляд, Москва — это мужской или женский город?
— Москва, безусловно, женщина. Потому что она принимает всех и всех может вскормить. Но другое дело, что не с очень простым характером.
СПРАВКА
Андрей Житинкин родился 18 ноября 1960 года во Владимире. В 1982 году окончил актерский, а в 1988 году — режиссерский факультеты Высшего театрального училища имени Щукина. Первые его постановки «Снег. Недалеко от тюрьмы» и «Калигула» молодой режиссер поставил в Театре имени Ермоловой. Одним из самых значительных спектаклей, по признанию критиков, стал «Милый друг».