Опрос

20 декабря 1958 года на Лубянской площади открыли памятник революционеру и партийному деятелю Феликсу Дзержинскому. А Вы знаете, где с 1994 года по настоящее время находится памятник?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Турнир за сердце королевской дочери и средневековая реклама

17 сентября 2022 года. Фестиваль исторической реконструкции прошел в Крутицком подворье. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
17 сентября 2022 года. Фестиваль исторической реконструкции прошел в Крутицком подворье. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
17 сентября 2022 года. Фестиваль исторической реконструкции прошел в Крутицком подворье. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
17 сентября 2022 года. Фестиваль исторической реконструкции прошел в Крутицком подворье. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

Территория Крутицкого Патриаршего подворья на два дня погрузилась в атмосферу Западной Европы XIII века. На фестивале «Тринадцатый город 2022 — Эпоха Крестовых походов» корреспондент «МЦ» узнал, какими мечами бились воины в период расцвета рыцарства, что продавали на местных рынках, и поучаствовал в турнире за дочь короля.

Во дворе расположились красно-белые шатры. Рядом с ними стоят девушки в шерстяных нарядах. Головы покрыты белыми платками, на поясе у каждой — мешочек с монетами. Подхожу к одной из торговых лавок и интересуюсь необычной колбой, привлекшей мое внимание.

Михаил Кириллов с мечом и щитом готов к бою. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
Михаил Кириллов с мечом и щитом готов к бою. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

— Это слезы Иисуса Христа, с того дня, когда его распяли. Как вы можете не знать, господин? — спрашивает в ответ Ольга Любимова, представшая в образе торговки. — Этой колбе тысяча триста лет. По крайней мере, в такую историю верили рыцари и люди той эпохи. А так как многие походы были освящены церковью, вот такие необычные религиозные вещицы пользовались популярностью.

Ольга показывает шкатулку с надписью — Deus Vult (клич христиан во время провозглашения первого крестового похода римским папой Урбаном II на Клермонском соборе в 1095 году— «МЦ».), что в переводе с латыни означает — Воля Божья.

— Это один из самых популярных товаров, который брали многие рыцари, когда отправлялись в очередной поход на святые земли — кусочек креста, на котором распяли Христа, — рассказывает Ольга. — Конечно, такого не могло быть, и это чистая спекуляция торговцев. Но многие покупали его и носили с собой всегда, так как верили, что таким образом Господь может им помочь. А после бесчисленных рассказов на местных рынках о том, как рыцарь выжил после кровопролитного боя благодаря тому, что у него был при себе такой кусочек дерева, закрадывается мысль, что в этом обереге и вправду что-то есть.

Может и так, а скорей всего — такова средневековая реклама. Ведь рассказывать о чудодейственной силе «оберега» люди могли, например, получив от торговца вполне себе материальную благодарность... Мои размышления прерывает Ольга: — Берешь что-нибудь или я зря тебе все секреты рассказала?

Светлана Акимова и Анастасия Лунь вышивают. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
Светлана Акимова и Анастасия Лунь вышивают. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

Я вежливо отказываюсь и прохожу дальше к лавкам с одеждой, которая тоже кажется интересной для человека из XXI века. Здесь меня встречают Ольга и Иван Соколовы.

— Господин, вам бы одежду обновить, да обувь тоже не помешало бы, — советует мне Ольга. Действительно, в джинсах и куртке я выделяюсь среди «жителей» средневекового города.

— Для вас у нас есть камиза и котта, — говорит Иван. — Камиза — это нательная рубаха простого кроя с длинными рукавами. Кстати, только у нас она сделана полностью из шелка. А котта — это тоже туника, только с рукавами покороче.

Увидев заинтересованность, чета торговцев берет меня в оборот.

— Да ему бы рубаху и шоссы — средневековые мужские чулки, если, конечно, может себе позволить, — начинает предлагать Ольга. — Их могли носить только представители среднего и высшего класса... Хотя, похоже, ты не из этих ребят. Тебе бы бриджи купить и шляпу соломенную, чтобы в поле не так жарко было работать…

— В каком это еще поле? — недоумеваю я.

— А жить как будешь? Тут либо работать в поле, либо торговать чем-то или выиграть турнир от короля на десять тысяч золотых! А там хоть до старости не работай. Кстати, через час он начнется, можешь поучаствовать, — предложила идею Ольга.

Попрощавшись, отправляюсь прямиком на главную площадь, где глашатай короля объявляет набор на турнир рыцарей.

— Главный приз — десять тысяч золотых, возможность пожать руку короля и провести вечер с его дочерью, прекрасной Екатериной. Записаться и получить снаряжение можно у места проведения боев, — говорит он.

Николай Осяев кует меч. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
Николай Осяев кует меч. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

Конечно, драться против мастеровитых рыцарей, когда впервые в жизни держишь меч, страшновато. Но десять тысяч золотых — веский повод победить страх. Да и свидание с королевской дочкой — приятный бонус. Подхожу к площадке, где записывают участников и выдают амуницию. Беру шлем, нагрудник и меч — правда, тренировочный, деревянный. А вот железные доспехи с непривычки кажутся тяжелыми. Для первого боя выбираю тактику контратаки. Противник бьет первым. Я отражаю удар, и пока он не успел встать в боевую стойку, провожу мечом по плечу соперника. Один ноль в мою пользу! Но во время следующего схода сам глупо ошибаюсь: опьяненный победой в первом раунде спешу атаковать и пропускаю удар по голове. Шлем спасает от травмы, но все равно ощутимо.

Третий сход проходит по сценарию первого. Победа! От заветной награды меня отделяет финальная «суперигра» — встреча с чемпионом прошлого турнира. И уж он-то разделал меня в пух и прах со счетом три — ноль. Пару раз попал по оголенной руке и один — по шлему. Ухожу с поля боя с мыслью о том, что в следующий раз точно выиграю, только подготовиться надо будет получше. Делать нечего, придется работать на полях в соломенной шляпе, без золота и королевской дочки... Раз уж оказался в Средневековье.

— Каждый год мы стараемся сделать что-то необычное, пытаемся удивить наших гостей. Эпоха Средневековья, рыцарства и крестовых походов — одна из самых интересных в мировой истории, — говорит реконструктор и эксперт по XIII веку Максим Шевченко. — Мы попытались воссоздать тот шарм, те костюмы и в целом дух той эпохи. С каждым годом все больше людей хотят посетить наш фестиваль, чтобы самим прочувствовать это. Еще можно отметить, что сами актеры готовятся к нему намного лучше, чем это было пять или шесть лет назад.

Новости партнеров