Опрос

20 декабря 1958 года на Лубянской площади открыли памятник революционеру и партийному деятелю Феликсу Дзержинскому. А Вы знаете, где с 1994 года по настоящее время находится памятник?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Творец любимого театра

Актер, режиссер Юрий Завадский на сцене Театра имени Моссовета, конец 1970-х гг. Поклонники театра считают: дух Завадского живет в театральных стенах и поныне. Фото: Архив театра им. Моссовета
Актер, режиссер Юрий Завадский на сцене Театра имени Моссовета, конец 1970-х гг. Поклонники театра считают: дух Завадского живет в театральных стенах и поныне. Фото: Архив театра им. Моссовета
Актер, режиссер Юрий Завадский на сцене Театра имени Моссовета, конец 1970-х гг. Поклонники театра считают: дух Завадского живет в театральных стенах и поныне. Фото: Архив театра им. Моссовета
Актер, режиссер Юрий Завадский на сцене Театра имени Моссовета, конец 1970-х гг. Поклонники театра считают: дух Завадского живет в театральных стенах и поныне. Фото: Архив театра им. Моссовета

В этом месяце исполнилось 125 лет со дня рождения одного из самых ярких деятелей русского советского театра Юрия Завадского. По этому случаю в стенах Театра имени Моссовета открылась грандиозная выставка.

Юрий Завадский возглавлял Театр имени Моссовета на протяжении 37 лет, сформировав его творческое лицо, собрав уникальную по разнообразию и масштабу актерских индивидуальностей труппу. Он сделал этот театр одним из самых известных и любимых зрителем в Москве.

— На выставке представлены уникальные фотографии из архива театра, отражающие все этапы творчества Завадского, и в первую очередь годы работы в Театре имени Моссовета, — рассказала пресс-атташе театра Татьяна Горина.

Редкие фотопортреты самого мастера, фотографии спектаклей, репетиций, ярких жизненных моментов, запечатлевшие Завадского в кругу артистов театра, представляют актера рядом с Верой Марецкой, Николаем Мордвиновым, Фаиной Раневской, Любовью Орловой, Ростиславом Пляттом, Ией Саввиной, Георгием Жженовым, в обществе знаменитых соотечественников — космонавтов, писателей, драматургов и деятелей театра и кино: Жана-Поля Сартра, Пола Скофилда, Жана Маре.

Любопытно, что Юрий Завадский происходит из старого дворянского рода. Учился он в Московском университете, а в 1915 году поступил в Студию Евгения Вахтангова, которая с 1920 года стала именоваться 3-й студией МХАТа. Там артист работал до 1924 года, сыграл Антония в спектакле по пьесе Метерлинка «Чудо святого Антония», в котором выступил еще и как сценограф, Калафа в знаменитой «Принцессе Турандот» Гоцци. А уже в 1922 году вошел в члены художественного совета студии, избранного актерами после смерти Вахтангова. От своего учителя Вахтангова Завадский воспринял изящество и строгую четкость внешнего рисунка роли, одухотворенность и внутреннюю наполненность исполнения, оказавшие влияние на все его дальнейшее творчество.

Как режиссер Завадский дебютировал в 1924 году спектаклем «Женитьба» Гоголя. Поработал Юрий Александрович и во МХАТе, и в Центральном театре красной Армии, которым руководил несколько лет, и в Театре им. М. Горького в Ростове-на-Дону.

В последний, кстати, за своим учителем отправились многие его ученики — Марецкая, Мордвинов, Плятт...

А в Москву он вернулся накануне Великой Отечественной войны, был назначен главным режиссером Театра имени Моссовета. Этот пост Завадский занимал вплоть до своего ухода из жизни в 1977-м, на многие годы вперед определив художественную направленность театра.

Одной из заслуг Юрия Завадского является то, что, воспитавший не одно поколение артистов, он создал свою актерскую школу, особенностями которой являются легкость перевоплощения и широкий диапазон художественной палитры. А еще он собрал под крышей Театра имени Моссовета уникальную по разнообразию актерских индивидуальностей и творческому потенциалу труппу.

Благодаря Завадскому зрители увидели на моссоветовской сцене спектакли «Трактирщица», «Машенька», «Отелло», «Госпожа министерша» , «Маскарад», «Виндзорские насмешницы». «Петербургские сновидения» по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание» в 1969-м стал практически «лебединой песней» мастера.

Умер он 5 апреля 1977 года. В последний путь на Ваганьковском кладбище его провожали близкие, друзья, коллеги, зрители.

Дух Завадского живет в театральных стенах и поныне, и поклонники Театра имени Моссовета это хорошо ощущают в каждой новой постановке театра.

Спектакли столичного «летнего сезона», которые стоит посмотреть

Фото: Елена Никитиченко, ТАСС
Фото: Елена Никитиченко, ТАСС

«НЕ ВСЕ КОТУ МАСЛЕНИЦА», ПРЕМЬЕРА

Театр имени Моссовета, реж. Виктор Шамиров Тщательная, дотошная режиссура одноименной пьесы Александра Островского без стихийных импровизаций и актерских штампов. Спектакль на вечную тему мезальянса — дань памяти великому драматургу и чествование актера Евгения Стеблова в день его 70-летия.

Фото: Самарский театр оперы и балета
Фото: Самарский театр оперы и балета

«ДОН КИХОТ», БАЛЕТ

В рамках «Летних балетных сезонов», Театр РАМТ Темпераментный, яркий балет на музыку Людвига Минкуса наполнен пламенными танцами и мало похож на роман Сервантеса. Это единственный из старинных классических балетов, родившихся в Большом театре: здесь его поставил в 1869 году Мариус Петипа.

Фото: Театр «Сфера»
Фото: Театр «Сфера»

«ПЕНЕЛОПА НА ВСЕ ВРЕМЕНА»

Театр «Сфера», реж. Олег Алексеенко Главная тема — возможно ли сохранить любовь мужчины и женщины и можно ли это сделать без обмана, компромиссов и измен? В спектакле звучит романс А. Вертинского «Ты успокой меня» (партия гитары — А. Марченко), музыка из произведений А. Делиба, К. Орфа, И. Штрауса.

Фото: Театр на Малой Бронной
Фото: Театр на Малой Бронной

«РЕТРО»

Театр на Малой Бронной, пост. Юрий Иоффе Смешная и трогательная комедия о стариках, выброшенных за борт современной жизни. Они живут рядом, но остались чувствами в том времени, когда были моложе и счастливее. Постановка напоминает любимые советские фильмы, но она — о дне сегодняшнем.

МНЕНИЕ

Александр Вилькин

 Художественный руководитель театрального центра «Вишневый сад»

Я принадлежу к тем режиссерам, у которых классика — в большой чести.

Фамилии Островского, Чехова, Тургенева и других великих русских писателей не сходят с нашей афиши. Когда меня спрашивают, почему я с таким трепетом отношусь к классике, к тому же Гоголю, я обычно вспоминаю старый анекдот о композиторе: в 20 лет тот думает, что он и есть единственный композитор в мире.

В 30 — что есть два композитора, он и Моцарт. В 50 понимает, что композиторы — Моцарт и он. Ну а в 70 приходит к твердому убеждению, что есть только Моцарт.

Многие молодые режиссеры в свои 25 озабочены тем, как в работе с классикой продемонстрировать свое видение.

В 30 начинают понимать, что есть «я и Гоголь», в 50 последовательность имен меняется.

Ну, а в моем возрасте (25 июля Вилькин отметит 76-летие. — «МЦ») становится понятно, что «есть только Гоголь».

Наш новый сезон мы откроем 14 сентября премьерным спектаклем «Женитьба». Откровенно говоря, я доволен постановкой, тем, как существуют в ней актеры (а я не часто вижу это в современном театре). В «Женитьбе» есть тема неустроенности, одиночества, желания найти тепло в любви, уважении, нежности, попытке понять друг друга.

А это сегодня очень важно. А еще в нашей «Женитьбе» нет режиссерских амбиций.

Там все чрезвычайно просто и умно, и становится ясно, что обо всех этих вещах надо думать и говорить. Потому что часто за комедийной формой теряется и тонет внутренняя боль самого Гоголя, внутреннее ощущение о том, чем люди живы.

Новости партнеров