У каждого района должна быть индивидуальность
C 3 по 5 октября в Москве пройдет выставка «Город: детали», посвященная дизайну городской среды. В 75-м павильоне ВДНХ на три дня будет построен мини-город со своими улицами, площадями, спортивными и игровыми зонами.
Каждый элемент можно будет протестировать и проголосовать за понравившийся. О том, почему это важно, рассказала куратор секции «Мой любимый район» деловой программы выставки, вице-президент, директор по развитию городской среды Фонда Сколково Елена Зеленцова (на фото).
— Что именно нужно жителям, чтобы они ощутили город своим?
— Тут многое зависит от образа жизни. Потому что разные типы городской экономики и образа жизни диктуют разное представление о том, как город должен выглядеть.
Общественные пространства, о которых сейчас так много говорят, могут иметь самые разнообразные форматы — от скверов до библиотек, от кафе до железнодорожных вокзалов и метро, где теперь тоже проходят концерты, выставки и спектакли.
Городское пространство наращивает и меняет свой функционал, и в зависимости от функционала, необходимого конкретным людям в конкретном месте, его и нужно обустраивать.
В этом смысле очень перспективна городская программа «Мой район»: невозможно сформировать личное отношение ко всему многомиллионному городу сразу, но можно и нужно думать о своем ближайшем окружении — точно так же, как мы думаем о дизайне своей квартиры. Так что выбор, который предстоит сделать москвичам, отнюдь не абстрактный: город по сути наш один большой дом, и кому, как не нам, решать, как именно его обставлять?
— Какими критериями нужно руководствоваться при выборе? Только удобством?
— Как действует грамотный дизайнер, когда приходит к заказчику интерьера квартиры? Он не интересуется, бантики вы любите или рюшечки, — он спрашивает, как вы живете: во сколько встаете, во сколько ложитесь спать, готовите или нет, как пересекаетесь с членами вашей семьи, есть ли у вас домашняя библиотека или вы ее уже давно раздали, — и еще много вопросов такого рода. Имеет значение и то, кто вы по профессии, и работаете или вы дома или в офисе. То же самое нужно делать, работая над дизайном района. Изучить аудиторию, понять, как она живет, что ей нравится. Вы купили домой большой уютный диван — и члены семьи к нему потянулись, стали собираться. Так же и в городском пространстве: нужно создать интерьер, присущий облику именно этого района. Потеря индивидуальности — одна из московских проблем, в «спальниках», где нет элементов наследия, она фактически отсутствует. Поэтому нужно формировать идентичность с нуля. Малые архитектурные формы — тот инструмент, который помогает это сделать быстро и эффективно. Например, в больших успешных городах — Лондоне, Нью-Йорке, Париже — территории часто имеют привкус рода деятельности: здесь финансовый район, здесь живут художники, здесь у нас больше сервисная функция, а здесь — представительская. То есть проявление функции тоже может помочь району обрести свое лицо.