У нас на глазах вырос новый город
В пятницу, 21 октября, исполняется шесть лет со дня начала работы команды Сергея Собянина.
Шесть лет — дата некруглая. И все же — отличный повод разобраться. Что же сделано за эти годы?
Вдоль по Тверской пешком
Первое, что отмечают, а жители центра особенно, — появление пешеходных зон.
Еще совсем недавно Никольская была автостоянкой у ГУМа, а по тротуарам Тверской мы шли, обходя автомобили. Теперь же в городе появились десятки километров удобных пешеходных зон: с ровной красивой плиткой, фонарями, скамейками и многочисленными кафе на первых этажах. А еще в центре появились новые набережные. Крымская, например, из заставленного автомобилями тупика превратилась в парк у воды. На Фрунзенской появились прогулочные дорожки.
Меньше пробок
Главная проблема, которая стояла перед Москвой осенью-2011, — пробки. Город прочно занимал первое место в мировом рейтинге городов с самым плохим движением. Сегодня, шесть лет спустя, по результатам исследования голландской компании TomTom, Москва по показателю загруженности по итогам 2015 года перешла на пятую позицию — после Мехико, Бангкока, Стамбула и Рио-де-Жанейро.
— За последние пять лет в Москве было построено и реконструировано более 400 километров дорог и развязок, 118 эстакад, тоннелей и мостов, — рассказали «МЦ» в пресс-службе стройкомплекса столицы. Причем около 100 километров дорог планируется построить и реконструировать по итогам 2016 года.
До 2019 года планируется построить более 450 км дорог, более 100 эстакад, тоннелей и мостов.
Реформа транспорта
— Очень важно, что в Москве состоялась реформа общественного транспорта, — считает эксперт по общественному транспорту центра «Пробок.Нет» Александр Чекмарев. — Город заменил большую часть парка наземного транспорта, меняет и инфраструктуру метро. Появилось больше десятка новых станций, включая Новую Москву.
Напомним, метро за последние шесть лет продвинулось далеко за МКАД: в Митино, Жулебино, Новые округа.
Эксперты отмечают положительный эффект от введения платных парковок. Так, в пределах Третьего транспортного кольца на 12 процентов снижена загруженность дорог. А еще в центре города число доступных парковочных мест выросло в три раза. При этом 8,3 млрд рублей — 100 процентов средств от платной парковки — направлено на благоустройство города. Прежде всего — Центрального округа, где платные стоянки появились еще три года назад.
Отдельный проект, на который обращают внимание эксперты, — завершено создание второго Московского кольца (МЦК). В День города, 10 сентября, состоялся первый запуск пассажирского движения.
— Подобного инфраструктурного проекта в России в течение последних десяти лет не было и вряд ли будет, — считает заммэра Москвы Максим Ликсутов.
МЦК — это 31 станция с 17 пересадками на 11 веток метро. С 10 станций Московского центрального кольца можно пересесть на 9 направлений пригородных электричек. В будущем у каждой остановки построят транспортно-пересадочный узел — ТПУ.
Современные «Ласточки», оборудованные Wi-Fi, розетками для гаджетов и туалетами, уже перевозят первые миллионы пассажиров.
Стал удобнее и наземный транспорт. В 2016 году весь он включен в единое Wi-Fi-пространство. И уже зарегистрировано более 1 млн уникальных пользователей. Подключиться к беспроводному интернету можно на 450 остановках наземного транспорта, располагающихся около станций метро, автовокзалов, железнодорожных платформ и других популярных у москвичей объектов.
Крути педали
До 2010 года в Москве было всего девять километров велодорожек. К концу этого года протяженность их сети выросла до 210 км! Кстати, самая длинная — 16 километров — велодорожка начинается в Центральном округе — от парка «Музеон» и ведет к Поклонной горе. Открылись велодорожки в Парке Горького, Нескучном саду и даже на Пятницкой.
Появилась и система городского велопроката. В 2013 году она насчитывала 79 станций и 550 велосипедов. А в этом году в системе городского велопроката работает уже 3300 велосипедов! Число станций достигло 300. А еще летом этого года стартовал пилотный проект по прокату электровелосипедов: первые 150 «велов» появились на городских станциях велопроката. Как предполагается, всего за сезон 2016 года в системе проката будет совершено более 1,5 млн поездок.
— В Москве постепенно складывается достойная велоинфраструктура, как в большинстве европейских городов, — считает президент Российского велотранспортного союза Игорь Налимов. — Сегодня кататься на велосипеде можно даже по центру Москвы. Например, по Бульварному кольцу, где появились велодорожки.
Качество городской среды
За последние пять лет благоустроили 177 городских и районных парков, бульваров и скверов, 25 парков культуры и отдыха, 8 детских парков и 48 зон отдыха у воды.
А еще в жилых кварталах по предложениям москвичей создали более 160 парков.
— По сути москвичи получили новую городскую среду — более удобную, — считает заслуженный архитектор России Виктор Логвинов. — В Москве появились очень удобные городские пространства.
Кстати, до конца 2016 года планируется благоустроить семь парков культуры и отдыха, два городских парка, 49 парков по месту жительства, 14 зон отдыха в составе особоохраняемых природных территорий и шесть зон отдыха у воды. Кстати, новые места, где можно позагорать, должны появиться и в Центральном округе столицы.
Результат реформ
С 1988 года для Москвы было характерно превышение смертности над рождаемостью. Через 23 года — в 2011 году — Москва выбралась из этой демографической ямы. С 2011 года город живет в условиях естественного прироста населения: число родившихся устойчиво превышает число умерших.
Ежегодно в Москве рождаются свыше 130 тысяч детей, что в два раза больше, чем на дне демографического спада 1990-х годов.
Вот цифры, которые говорят сами за себя: в 2010 год родились 123 тысячи детей, а умерли 126 тысяч человек. В 2015 году на 143,15 тысячи рожденных приходится 121,9 тысячи умерших.
— Это неудивительно, потому что качество медицинских услуг в Москве — самое высокое в России, — считает ведущий научный сотрудник НИИ организации и информатизации здравоохранения Виктория Семенова. — К тому же в столице, объективно, самый высокий уровень жизни. Горожане могут позволить себе качественно питаться, отдыхать, заниматься спортом. Поэтому, кстати, и продолжительность жизни стабильно растет. Сейчас она такая же, как в Восточной Европе.
Средняя ожидаемая продолжительность жизни москвичей в 2016 году по сравнению с 2010 годом увеличилась на 2,9 года и составила 77 лет (в 2010 году, между тем, она была 74,1 года). Этот результат, по мнению экспертов, может считаться интегральным показателем. Он, как считают социологи, медики и экологи, обусловлен и повышением качества столичного здравоохранения, и улучшением качества жизни, и ростом популярности здорового образа жизни в нашем мегаполисе.