Ученица Пушкина, или учитель с полувековым стажем
В День учителя мы любим вспоминать о своих наставниках. Наталья Никитична Языкова проработала в школе №345 имени Александра Пушкина более 50 лет. В свой профессиональный праздник она с удовольствием рассказала корреспонденту газеты «Москва.Центр» не о многолетнем опыте и достижениях, а о главном учителе в ее жизни.
Наталья Языкова более десяти лет преподавала английский язык в школе №345, а после этого стала ее директором.
— Иностранный предмет очень интересный, но Александр Пушкин меня пересилил. Когда я начала работать директором, большое внимание мы с коллегами уделили продолжению пушкинской традиции. Она появилась еще в военные годы благодаря имени школы и ее учителям-энтузиастам, — пояснила Наталья Языкова.
Пушкинская школа
— Школа №345 появилась на Бауманской улице в 1936 году. Изящное здание построили по проекту известного архитектора Алексея Душкина. Его идеи воплощены и в высотке у Красных ворот. По его проектам построили несколько станций метро, в том числе «Маяковскую», — рассказала Наталья Языкова. — Первые два этажа школы темно-красного цвета отделили от других белым кирпичом. Благодаря этому поясу она выглядит изящной.
В 1937 году в честь столетия со дня гибели Александра Пушкина, по постановлению государственного деятеля Яна Рудзутака, школе №345 присудили имя русского писателя. Считается, что общеобразовательное учреждение построили на месте, где стоял дом поэта.
— Имя, как всегда, обязывает. С тех пор в школе началось особое отношение к Александру Пушкину, — отметила Наталья Никитична. — Всю образовательную программу педагоги построили на пушкинском календаре для подробного знакомства детей с биографией и творчеством великого поэта.
К слову, и сегодня учеников школы №345 воспитывают теми же традициями.
Пушкинский табор
Наша героиня родилась в соседнем дворе от школы №345 как раз в тот год, когда учреждению присвоили имя Александра Пушкина.
— Во время начала Великой Отечественной войны, школа, в которую уже ходила моя старшая сестра, не работала один год. Всех москвичей отправили в эвакуацию. Тут моей маме пришла мысль не ехать со всеми, а отправится к дедушке в деревню под Тульской областью. У него был большой дом, но отапливалась только одна стенка, где стояла печка с лежанкой. Папа с нами не поехал, он продолжал работать водителем. Зато к дедушке приехала вторая дочь с двумя сыновьями. Так мы и жили: пятеро детей, две женщины и дед. И пришли немцы, — оборвала рассказ наша героиня.
Оказалось, что вражеские войска не смогли взять Тулу и в зимние морозы отправились по деревням. В доме ее дедушки жили несколько недель солдаты. Только не наши, а германских войск. По ее воспоминаниям, они постоянно мерзли и много играли на гармошке.
После ухода солдат, семья Натальи Никитичны решила вернуться домой, на Бауманскую.
— В 1942 году все школы в Москве поделили на женские и мужские, потому что мальчики изучали военное дело, а мы — рукоделие, — вспомнила Наталья Языкова. — Так как я была самая маленькая из трех сестер — школа началась для меня рано. В тот год учительница Лидия Рафаэловна, интеллигентная женщина в огромных кирзовых сапогах, решила устроить первый пушкинский праздник. Для постановки выбрали свободолюбивую поэму Александра Пушкина «Цыгане». Среди учеников распределили все роли и осталось только набрать табор. Тут учительница увидела меня и мою вторую сестру — из-за войны мы были маленькие, худенькие, темненькие. С творчеством поэта я познакомилась благодаря этому спектаклю.
По словам героини, постановку показали всего раз и больше не нужно было играть роль. Однако после знакомства с произведениями русского поэта она с удовольствием связала свою жизнь с творчеством Александра Сергеевича.
Благодаря энтузиазму учителей, в том числе Натальи Никитичны, на протяжении 80-ти лет в школе №345 пушкинский календарь превратился в неотъемлемую часть образовательной программы. Для каждой возрастной группы устраивали конкурсы и мероприятия. Начальным классам открывали мир с помощью сказок Александра Пушкина, для учеников средних и старших групп объясняли неизменные темы воспитания, любви, дружбы, взаимоотношений между поколениями.
Педагоги школы №345 выпустили не одно «пушкинское» поколение.
Пушкинские ученики
Будучи уже директором школы, Наталья Никитична продолжила Пушкинскую традицию, которая началась еще в военные годы. Вместе с педагогами они разработали Пушкинский календарь. Первоклассников посвящали в пушкинята на специальной церемонии. Учебный путь самых юных учеников из года в год начинался с прочтения стихотворения «У Лукоморья дуб зеленый...». После
того проводили масштабный из трех этапов праздник «Болдинская осень». Сначала ребята участвовали в конкурсах сочинений, стихотворений и рисунков. После этого — в игре «Что? Где? Когда?» по жизни и творчеству Александра Пушкина. Праздник завершали турниром школьных поэтов.
Зиму ученики школы №345 встречали на костюмированном балу XIX века. Детей специально обучали шитью платьев, бальным танцам и пению.
Приход весны для пушкинят означал открытие театрального фестиваля «Пушкинская весна», в рамках которой ребята ставили спектакль по произведениям русского писателя. Эта традиция сохранилась с 1942 года, когда Наталья Никитична стала частью табора в постановке «Цыгане».
— Наши дети рассуждают по-разному, поступают в гуманитарные и технические университеты. Но могу утверждать, что все они стали образованнее и коммуникабельнее благодаря участию в конкурсах и балах, — подчеркнула Наталья Языкова.
Наша героиня передала обязанности директора другому педагогу несколько лет назад. Однако без учеников она не осталась. Внуков Наталья Никитична встречает богатой библиотекой и уникальной заботой, которая свойственна только бабушкам и дедушкам. Если талисманом школы №345 служила тряпичная кукла, которую изготовил один из пушкинят с родителями, то дома Наталья Языкова дорожит своим котом. Ученый друг, судя по по фотографиям в семейном альбоме, сопровождает нашу героиню во всех семейных поездках.
Для создания и поддержания практически вековой традиции педагоги школы №345 еще в 1942 году выбрали правильного наставника — Александра Пушкина и его творчество, в котором во все времена не угасают свобода, искусство и мораль, что так необходимы для воспитания молодого поколения.