Универсальная сказочная бабушка
Жительница Старого Арбата Ирина Купченко любит эксперименты на театральной сцене и в кино.
А для читателей «МЦ» она назвала имя своего кумира
- Ирина Петровна, вы ведь не просто сыграли бабушку, а создали образ русской классической бабушки, который нашел живой отклик в сердцах детей. Только очень старенькая она у вас.
- Спектакль «СтихоВаренье» детский, а для детей нужен именно образ, как в мультфильмах. Ни психология, ни неожиданное решение, ни второй или третий планы в данном случае не нужны.
Это должен быть универсальный образ бабушки, близкой и родной каждому ребенку.
- Возможно, знали похожую бабушку?
- Как представила, что нужно ребенку от бабушки, вот так и сыграла. Как бог на душу положил. Или как в реалистических мультфильмах, которые душу греют. После спектакля подходили ребята и говорили: «Бабушка, бабушка». Замечу, что спектакль сделан для детей с отклонениями в нервной системе, а они все воспринимают буквально, в прямом смысле и глубоко, более объемно.
- И спектакль словно рождается на глазах зрителя, и в нем есть некая первозданность.
- Я захотела участвовать в этом спектакле, как только его увидела, потому что он — свежий, чистый, воздушный, искренний. Казалось бы, разные стихи, без сюжета, а получилась увлекательная история. Режиссер спектакля Юлия Пересильд — большая молодец!
- Раньше играли бабушек?
- Лет двадцать играю в кино бабушек, правда, не таких старых. Вот прямо старушечку впервые. Но моя бабушка сказочная. В сказках ведь все бабушки — старенькие.
- Как вы оцениваете свой путь в Театре имени Вахтангова?
- Я захотела стать актрисой после того, как увидела спектакль Театра Вахтангова. Это было в Киеве, куда театр приехал на гастроли и где прошло мое детство. Мне тогда было лет 12. После этого загорелась мечтой поступить именно в Щукинское театральное училище, чтобы играть в Театре Вахтангова. Так и случилось.
- В Театре Вахтангова служит и ваш муж — Василий Лановой. Поделитесь, пожалуйста, своим первым впечатлением от встречи с ним!
- Девочкой я увидела фильм «Алые паруса», в котором капитана Артура Грея сыграл Василий Лановой. Тогда я влюбилась в кинематограф и влюбилась в Ланового. Впрочем, ни я одна — в него влюбились миллионы девушек Советского Союза. Конечно, тогда у меня была не любовь, а романтическая влюбленность в Ланового. Сейчас худрук театра Римас Туминас сделал для меня и Василия Семеновича подарок — спектакль «Последние луны», в котором я играю одинокую женщину-мать, а он — одинокого мужчину-отца. Он играет в первом действии, а я — во втором, а потом мы вместе идем домой.
- С фильмом Алексея Петрухина «Училка», за роль в котором вы получили «Нику», вы много ездите по России и миру. Как картину принимают зрители?
- В этой картине я впервые в жизни сыграла остросоциальную роль. Неожиданно для меня. Работать было очень интересно. Зрителю проблемные фильмы необходимы.
- Есть ли у вас кумир среди актрис?
- Мой кумир — это Грета Гарбо. Но повторить ее игру я не пытаюсь, да и бесполезно это.
В конце карьеры Грета Гарбо сыграла единственную в своей жизни комедийную роль — русскую женщину-дипломата Ниночку в фильме с одноименным названием.
- А почему вы мало снимаетесь в комедиях?
- Я бы с радостью играла в комедиях. Но меня мало приглашали на комедийные роли. В кино режиссеры не хотят экспериментировать. Это в театре могут попробовать артиста в необычной роли. Когда у артиста есть и кино, и театр, это большое счастье. И оно у меня есть.
Справка
Родной театр для Ирины Купченко — Театр имени Вахтангова. В труппу актриса попала в 1970 году.
С тех пор ему не изменяет.
Впервые вышла на сцену в спектакле «Антоний и Клеопатра» вместе с великими Ульяновым и Борисовой. Впрочем, Ирина Петровна занята в театре не в полную силу, и это позволяет участвовать в интересных проектах со стороны. Так, она сотрудничала с Петером Штейном, Юрием Грымовым, Андреем Житинкиным. В 2001 году в театре поставили комедию «Сирано де Бержерак».