Артист Сергей Проханов. Усатый нянь для артистов
Народный артист России, художественный руководитель московского Театра Луны Сергей Проханов считает, что русский драматический репертуарный театр уникален, такого нет нигде в мире.
Сергей Борисович руководит театром, который находится в районе Замоскворечье, с 1994 года. Здесь свой творческий путь начали Ирина Метлицкая и Анатолий Ромашин, Дмитрий Певцов и Анастасия Стоцкая.
— Само название вашего театра говорит о романтической направленности. Вы по натуре романтик?
— Наверное. Хотя учился я в школе с физико-математическим уклоном (Школа для особо одаренных детей. — «МЦ»). Если артистизм был одной составляющей моей натуры, то логика — другой ее составляющей. В 2019 году, объявленном президентом России Годом театра, я задался целью поставить спектакль про шахматистов — очень модная тема, поскольку в школу снова пришли шахматы, везде открываются шахматные клубы, и аналитический склад ума снова стал высоко цениться в обществе. А аналитика очень нужна человеку, чтобы разобраться в окружающем мире. Меня эта тема давно волнует, так что буду ставить спектакль о двух великих шахматистах — Хосе Рауле Капабланке и Александре Алехине.
— А вам дадут деньги на эту постановку? Как в Год театра обстоят дела с финансированием?
Это очень большая и больная тема, и думаю, что тут начинать нужно с ревизии тех театров, которые существуют. Мне давно кажется, что надо несколько сузить их круг. Потому что есть такие, которые устарели во всех смыслах, зритель туда практически не ходит, но их продолжают финансировать из общего бюджета. Нас могло бы спасти сокращение их числа или их соединение в один, как произошло у нас в Театре Луны и Театре комедии — мы теперь прекрасно существуем. Пока не будет проведена такая ревизия, бесполезно говорить о больших задачах. Потому что только после нее станет понятно, сколько нам на самом деле еще нужно средств и нужно ли вообще их добавлять. Кроме того, театры следовало бы поделить по размерам, как в магазине: L, M, S, чтобы стало понятно, какой из них и на какое финансирование может претендовать, на какую сумму стабильно рассчитывать.
— В 1977 году на экраны вышел фильм «Усатый нянь», который сделал вас знаменитым на всю страну. Не ощущаете ли вы себя «усатым нянем» и по отношению к артистам, которые начинали свой путь у вас в театре?
Обычно слова благодарности мне говорят на юбилеях. Но я действительно многих вытащил на сцену. Артистов первой линии — человек пятьдесят. У меня в машине висит календарь: сижу в красном авто, а надо мной фото 50 известных артистов, которые у меня играли. Кого-то я брал готовенького, а кого-то «лепил».
— А какие места в столице у вас любимые?
Я люблю Патриаршие пруды, потому что там с 1993 года располагался в подвале дома наш театр, до того, как переехал на Малую Ордынку. А вообще я из Тушина, к сожалению, сейчас в этом районе не бываю. Мы жили в двух шагах от дворца пионеров «Салют». Отец был душой любой компании, он-то меня и запустил в хоровод кружков и секций: вокал, танцы, музыка, карате, баскетбол...
— Какие радости, помимо театра, сопровождают вашу жизнь сегодня?
У меня растет внук Степан — потомок маршала Жукова. Его бабушка Татьяна Юрьевна Проханова, в девичестве Василевская, является внучкой сразу двух маршалов Советского Союза А. М. Василевского и Г. К. Жукова. Наш Степан стал кадетом. Тут недавно его показали по всем каналам, и в прессе писали, что Сергей Проханов растит второго Жукова. Мы смотрели и обливались слезами, глядя на него. Очень трогательно выглядел!
— Я слышала, что вы со своей супругой Татьяной Юрьевной познакомились во время романтичной лыжной истории. Лыжами до сих пор увлекаетесь?
Раньше катался на горных лыжах, увлекался беговыми. Вообще был спортивным человеком. Но сломал ногу и теперь не катаюсь — берегу себя.
СПРАВКА
Сергей Проханов родился 29 декабря 1952 года. Окончил Театральное училище имени Щукина. В кино снимается с 1970 года. Известность ему принесла роль Кеши в фильме «Усатый нянь» режиссера Владимира Грамматикова. Всего на счету актера более 50 фильмов. В 1992 году создал театр-студию фантастики «Луна», которую затем преобразовали в одноименный театр.