Услышать песню дивных муз
Эксперты установили подлинность неизвестной ранее картины XIX века работы художника Виктора Борисова-Мусатова
Научно-исследовательская экспертиза имени Третьякова представила картины, приобретенные на западных аукционах.
Полотна вернулись в Россию спустя 70 лет.
Картина Виктора Борисова-Мусатова «Музицирование у водоема» датируется концом XIX — началом ХХ века.
Более 70 лет назад она оказалась в Италии. Эксперты сомневались в ее подлинности: оформление и манера написания не были характерны для художника.
Однако экспертиза доказала — полотно подлинное.
— Изначально экспертов смутило полуциркульное оформление работы,— рассказывает директор Научно-исследовательской экспертизы Александр Чвала. — Мы предположили, что такой формат использовался для панно. Загадка разрешилась, когда к экспертам пришел сотрудник одного из московских банков. Банк проводил реставрацию особняка, куда планировал заселиться. Под штукатуркой на стене рабочие обнаружили два панно.
Одно из них совпало с картиной Борисова-Мусатова.
Еще одной удачей стала другая находка, приобретенная на аукционе в Германии. Эксперты уже определили автора, но имя его пока держат в тайне.
— Полотно находилось на экспозиции в региональном музее, откуда в годы Великой Отечественной войны вывезено в Германию, — пояснил Александр Чвала. — Многие похищенные картины сейчас возвращаются на родину, в том числе благодаря и меценатам. Но бывает и так, что вместо работы мэтров на экспертизу приносят и подделки. Таких — порядка 60 процентов.
Кстати Чаще всего фальсифицируют полотна Айвазовского, Коровина, Сверчкова. Из более чем сотни работ Исаака Левитана, которые проходили через Научно-исследовательскую экспертизу, только 22 оказались оригиналами, 85 — подделками.