Уж тридцать лет как пешеходный
В этом году самому масштабному и значительному проекту за всю историю реконструкции центральных улиц столицы исполняется тридцать лет.
Именно благодаря работе таких архитекторов НИиПИ Генплана Москвы как Посохин, Гутнов и Харитонова, мы воспринимаем Арбат не иначе как пешеходную зону, по всей ширине которой можно вальяжно плестись, не ожидая встречи с роллерами или, не дай Бог, автомобилистами. Хотя, прогуливаясь ноябрьским утром с одним из архитекторов знаменитой улицы, мы выяснили, что кое-какой транспорт по ней все же курсирует.
- Отбегайте, - смеется архитектор Зоя Харитонова, указывая на уборщик-пылесос, ловко маневрирующий между фонарными тумбами. – Я помню, как в восьмидесятые годы, когда в стране еще не было аналогичной техники, снег убирали огромные шнекороторы. Один из них даже срезал фонарь… Его не хватает до сих пор.
Сегодняшние арбатские лампионы белые и матовые, а в восьмидесятых были прозрачные, и дополнительная подсветка зданий практически не требовалась. Единственное, что совершенно не изменилось – так это квадраты гигроскопичной плитки под ногами горожан. Разрабатывались и производились эти розоватые и серые брусочки на Семнадцатом заводе железобетонных изделий под руководством самОй Харитоновой. Именно благодаря уникальным свойствам придуманного материала Арбат всегда просыхает быстрее чем другие московские улицы.
С тридцатых по пятидесятые годы участок Старой Смоленской дороги, именуемый Арбатом, являлся государственной трассой, по которой с ближней дачи в Кремль ездил Сталин. Весь маршрут находился под пристальным вниманием НКВД и вскрывать дорожное покрытие для прокладки коммуникаций в голову никому не приходило.
- Оказалось, что кроме шведских телефонных проводов неглубокого залегания на улице ничего нет, - показывает на примыкающие к зданию плитки Зоя Харитонова. - Так что только в 85 году под двадцати-сантиметровым бетонным укреплением на Арбате была заложена разветвленная система коммуникаций.
Гордится архитектор и собственными «арбатскими» проектами: домом 18 круглым окошком под угловатой крышей, который столь гармонично вписывается в общий вид улицы, что и в голову не приходит, что здание гораздо моложе своих соседей и реставрацией здания в Плотниковом переулке.
Есть у Харитоновой давняя мечта - получить разрешение на оборудование части первого этажа Военного суда под нужды Военного музея Арбата. К сожалению, мало кто знает, что Иван Грозный расселял здесь стрельцов для защиты подступов к Первопрестольной, что именно на этой улице родился Суворов, и лишь единицы помнят о печальной участи актеров Театра Вахтангова в Великую отечественную войну.
-Зато толпами тянутся маргиналы к судебному гаражу, - вздыхает Харитонова, указывая на стену, пестрящую надписями «Цой жив» и «Витя, мы с тобой». – А ведь по проекту здесь был запланирован сквер. Единственный на весь Арбат. Видимо, ему так и не суждено появиться.
Ну что ж, так всегда: где-то убывает, а где-то прибавляется. Беспокойные жильцы, пережившие превращение Арбата в пешеходную зону 30 лет назад, получили весомые бонусы в виде роста цен на свою недвижимость, а взамен приобрели новых «соседей» – уличных музыкантов, художников и представителей молодежных субкультур. Но «выкорчевать» с Арбата неформальные собрания – все равно что лишить этот участок Старой Смоленской дороги бесчисленных торговых рядов и характерного трактирно-кабацкого вида, без которого не может существовать ни одна проезжая дорога. Даже если она стала пешеходной, и даже если это Арбат.