Узнаваемой столицу делает ее центр
В Мультимедиа Арт Музее открылась выставка рисунков и акварелей главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова. Он рассказал «МЦ» об архитектурных стилях столицы и компромиссе между урбанизацией и историей.
Экспонаты выставки — своеобразные «путевые заметки» из 40 городов мира и эскизы к различным проектам.
— Вы один из последовательных практиков традиции архитектурных пленэров. Вдохновляли ли вас образы центра Москвы?
— Москва полна местами, которые просто идеально подходят для пленэров. Я довольно много писал в центре. Строящийся парк «Зарядье» точно станет Меккой для рисовальщиков, я абсолютно в этом уверен. На моей выставке тоже есть рисунки из центра, хотя они больше строительные: там корабль, строительный кран.
— Где у вас любимое место в центре столицы?
— В силу профессии я не разделяю город на отдельные здания. Поэтому и отдельных фаворитов у меня нет. Но в центре мне нравится гулять, например, по Триумфальной площади, особенно после ее реконструкции.
— Как бы вы описали сегодня архитектурный стиль столицы?
— Это, наверное, наслоение стилей. В разные годы и эпохи у нас работали знаменитые российские и европейские архитекторы. Но Москва и тогда, и сейчас — развивающийся, живой город. Поэтому то, что она меняется — совершенно нормально. Москва — узнаваемый город, особенно в центре.
— На ваш взгляд, исторический центр и урбанистические проекты увязаны в единое целое?
— Даже в масштабах выставки можно увязать старые, узнаваемые исторические проекты и новые, урбанистические. Ведь все это — история впечатлений о городе. А город — это и люди, машины, хотя в основном — конечно, архитектура.
— В ближайшие годы по программе реновации Москву ждет масштабное обновление. Сумеет ли столица сохранить свой уникальный облик?
— Крупным мегаполисам свойственно обновляться. Это закономерный процесс. И чтобы адаптировать стандарты под современные требования, мы разрабатываем новые нормативы. Естественно, они будут отличаться от европейских или любых других — страны и география различаются. Мы исходим из того, что и к нашим условиям можно приспособиться.
КСТАТИ
На выставке представлены 120 работ. Выполнены они в разной технике — от карандаша, туши, фломастера до акварели, которой Сергей Кузнецов увлекся в последние три года.