Узоры создали под музыку
Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (Тверской район) прошел ежегодный перформанс «Шоу кружевниц».
Стук коклюшек под звуки фортепьяно и альта завораживает, переносит в далекое прошлое — в помещичью усадьбу или деревенскую избу позапрошлого века. Ради такого необычного перформанса двадцать участниц из разных городов страны приехали в столицу всего на несколько часов.
— В этот раз у нас меньше участниц, чем в прошлом году — тогда было в два раза больше.
Причины понятны: события в стране и в мире. Мы вынуждены делать ограничения ради безопасности участниц и чтобы соблюсти саннормы, — отмечает менеджер проекта Мария Гладыш.
Замысел этого шоу предполагает союз народного искусства плетения кружев с классической музыкой.
— Мы уже несколько лет сотрудничаем с Московской государственной консерваторией имени П. И. Чайковского. Музыканты создают для нас особенную атмосферу, — говорит Мария.
На «Шоу кружевниц» представили работы современных мастериц и старинное кружево. Еще два века назад кружевоплетение было ремеслом, сегодня оно стало искусством. Продолжая традицию прошлого, мастерицы создают кружево в разных техниках: плетеное на коклюшках, шитое, узелковое и вязаное.
Участница перформанса из Москвы Елена Зайцева работает с нитями с 11 лет. На перформансе она создает цветную салфетку в стиле клюни.
СПУСТЯ ДВА ВЕКА КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ СТАЛО НЕ РЕМЕСЛОМ, А ИСКУССТВОМ
— Когда-то этот стиль был одноцветным, но в 1996 году мастерица из французского города Бриуд Одетта Арпин вдохнула в него новую жизнь, добавив разноцветные нити. Цвет открыл современное направление — клюни бриоди, — поясняет Елена.
Перформанс посетила коллекционер и член международной организации кружевниц Ольга Журавлева. По ее словам, плетение — интеллектуальное занятие, у каждой мастерицы разная техника и свои приемы. Чтобы изделие получилось качественным, сначала нужно создать сколок — так кружевницы называют чертеж.
— Мастера, которые имеют художественное образование, сами делают эти чертежи. Их закрепляют на специальные валики с помощью булавок. Потом вокруг них переплетаются нити, — отмечает Ольга.
Самой юной участницей перформанса стала 18-летняя Елизавета Вербенкина. Она привезла из Рязани работы, выполненные в сцепной технике. В ней используется крючок, чтобы выполнить сцепку, которая необходима для того, чтобы после снятия с валика кружево оставалось единым полотном, а не отдельными полосками. На перформансе Елизавета создает блузу в двух техниках — численной и сцепной. По мнению девушки, самое главное для мастериц — усидчивость, потому что переплетать одни и те же нитки часами не каждый сможет.
А когда работа заканчивается, ее нужно зашивать, и это тоже требует времени и терпения.
— Мне очень нравится это занятие, в любой его стадии, — говорит Елизавета. — С нетерпением буду ждать следующего года и новой встречи мастериц.
НА ЗАМЕТКУ
В фондах Всероссийского музея декоративного искусства представлено обширное собрание художественного текстиля с XVII века по настоящее время. Один из самых значительных разделов в собрании — коллекция кружева XVIII — начала XX века. Особый интерес представляют образцы золотного и серебряного кружева, а также шарфы, косынки, покрывала, накидки и другие изделия, плетеные из шелковых, льняных и хлопчатобумажных нитей.
ОФИЦИАЛЬНО
Подвал здания-памятника изъяли
Подвал в здании на улице Арбат, 25/36, изъяли у собственника.
Он самовольно переделал входную группу в подъезд и установил для себя отдельную железную дверь.
Это грубо нарушило облик исторического здания и стало препятствием для жильцов.
— Мы неоднократно требовали от собственника провести работы по сохранению и вернуть подъезду первоначальный вид. Однако все предписания были проигнорированы, — сообщил глава Мосгорнаследия Алексей Емельянов.