Опрос

Памятник Александру Пушкину перенесли с Тверского бульвара на Страстную площадь, ныне Пушкинскую, 15 августа 1950 года. Знаете ли Вы, какое сооружение стояло на месте памятника?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Узоры создали под музыку

22 августа 2020 года. Мастерица Елизавета Вербенкина плетет блузу в двух техниках — численной и сцепной. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»
22 августа 2020 года. Мастерица Елизавета Вербенкина плетет блузу в двух техниках — численной и сцепной. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»
22 августа 2020 года. Мастерица Елизавета Вербенкина плетет блузу в двух техниках — численной и сцепной. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»
22 августа 2020 года. Мастерица Елизавета Вербенкина плетет блузу в двух техниках — численной и сцепной. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»

Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (Тверской район) прошел ежегодный перформанс «Шоу кружевниц».

Стук коклюшек под звуки фортепьяно и альта завораживает, переносит в далекое прошлое — в помещичью усадьбу или деревенскую избу позапрошлого века. Ради такого необычного перформанса двадцать участниц из разных городов страны приехали в столицу всего на несколько часов.

— В этот раз у нас меньше участниц, чем в прошлом году — тогда было в два раза больше.

Причины понятны: события в стране и в мире. Мы вынуждены делать ограничения ради безопасности участниц и чтобы соблюсти саннормы, — отмечает менеджер проекта Мария Гладыш.

Замысел этого шоу предполагает союз народного искусства плетения кружев с классической музыкой.

— Мы уже несколько лет сотрудничаем с Московской государственной консерваторией имени П. И. Чайковского. Музыканты создают для нас особенную атмосферу, — говорит Мария.

На «Шоу кружевниц» представили работы современных мастериц и старинное кружево. Еще два века назад кружевоплетение было ремеслом, сегодня оно стало искусством. Продолжая традицию прошлого, мастерицы создают кружево в разных техниках: плетеное на коклюшках, шитое, узелковое и вязаное.

Участница перформанса из Москвы Елена Зайцева работает с нитями с 11 лет. На перформансе она создает цветную салфетку в стиле клюни.

Современные воротник, созданный кружевницами. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»
Современные воротник, созданный кружевницами. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»

СПУСТЯ ДВА ВЕКА КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ СТАЛО НЕ РЕМЕСЛОМ, А ИСКУССТВОМ

— Когда-то этот стиль был одноцветным, но в 1996 году мастерица из французского города Бриуд Одетта Арпин вдохнула в него новую жизнь, добавив разноцветные нити. Цвет открыл современное направление — клюни бриоди, — поясняет Елена.

Перформанс посетила коллекционер и член международной организации кружевниц Ольга Журавлева. По ее словам, плетение — интеллектуальное занятие, у каждой мастерицы разная техника и свои приемы. Чтобы изделие получилось качественным, сначала нужно создать сколок — так кружевницы называют чертеж.

— Мастера, которые имеют художественное образование, сами делают эти чертежи. Их закрепляют на специальные валики с помощью булавок. Потом вокруг них переплетаются нити, — отмечает Ольга.

Самой юной участницей перформанса стала 18-летняя Елизавета Вербенкина. Она привезла из Рязани работы, выполненные в сцепной технике. В ней используется крючок, чтобы выполнить сцепку, которая необходима для того, чтобы после снятия с валика кружево оставалось единым полотном, а не отдельными полосками. На перформансе Елизавета создает блузу в двух техниках — численной и сцепной. По мнению девушки, самое главное для мастериц — усидчивость, потому что переплетать одни и те же нитки часами не каждый сможет.

Современная салфетка, созданная кружевницами. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»
Современная салфетка, созданная кружевницами. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»

А когда работа заканчивается, ее нужно зашивать, и это тоже требует времени и терпения.

— Мне очень нравится это занятие, в любой его стадии, — говорит Елизавета. — С нетерпением буду ждать следующего года и новой встречи мастериц.

НА ЗАМЕТКУ

В фондах Всероссийского музея декоративного искусства представлено обширное собрание художественного текстиля с XVII века по настоящее время. Один из самых значительных разделов в собрании — коллекция кружева XVIII — начала XX века. Особый интерес представляют образцы золотного и серебряного кружева, а также шарфы, косынки, покрывала, накидки и другие изделия, плетеные из шелковых, льняных и хлопчатобумажных нитей.

ОФИЦИАЛЬНО

Подвал здания-памятника изъяли

Подвал в здании на улице Арбат, 25/36, изъяли у собственника.

Он самовольно переделал входную группу в подъезд и установил для себя отдельную железную дверь.

Это грубо нарушило облик исторического здания и стало препятствием для жильцов.

— Мы неоднократно требовали от собственника провести работы по сохранению и вернуть подъезду первоначальный вид. Однако все предписания были проигнорированы, — сообщил глава Мосгорнаследия Алексей Емельянов.

Новости партнеров