Опрос

25 апреля отмечается Всемирный день пингвинов. А вы знаете, какой из проживающих в Московском зоопарке, занесен к Международную Красную книгу?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

В Музее транспорта всем будет по пути

Директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко рядом с авто СМЗС3Аизфильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Фото: личный архив
Директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко рядом с авто СМЗС3Аизфильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Фото: личный архив
Директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко рядом с авто СМЗС3Аизфильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Фото: личный архив
Директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко рядом с авто СМЗС3Аизфильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Фото: личный архив

Первые экспонаты установили в будущем Музее транспорта Москвы в бывшем гараже грузовых автомобилей архитектора Константина Мельникова в Басманном районе. О создании музея и его экспозиции «МЦ» поговорила с директором музея Оксаной Бондаренко.

Открытия, которое планируется на конец 2024 года, с нетерпением ждут не только рядовые москвичи, но и сами сотрудники музея.

— Оксана Александровна, вы готовитесь к открытию музея. Расскажите о нем подробнее.

— Наш музей транспорта далеко не первый в мире, но, на мой взгляд, он будет уникальным по своей стратегии, логистике и идеологии его создания. Во-первых, экспозиция будет размещена в уникальном здании — гараже Константина Мельникова. Знал бы Мельников, что он строит не просто гаражи, а музеи (в одном из гаражей Мельникова сейчас находится Еврейский музей и центр толерантности. — «МЦ»). Ритм архитектуры великого авангардиста, конструктивиста нам очень сильно помог в создании постоянной экспозиции. Дуга, движение, полет, которые в этом здании заложены архитектором, послужили определением нашей идеологии . Мы — музей в движении. С другой стороны, мы музей о том, что движет городом. В этом постулате заложена вся смысловая нагрузка. Надо понимать, что мы не гараж с техникой. И экспозиция будет рассказывать не только о машинах в широком смысле этого слова, а в целом про становление транспортной системы, о том, как мы пришли от мощеных мостовых к велосипедным дорожкам, от конки к электробусу, а завтра — к беспилотному такси. Музей расскажет и про шеринговый транспорт, и про микромобильность, и про бесшовность передвижения по городу. При этом машина как инженерное сооружение играет важную роль, но не самую главную. Ведь есть люди, профессии, сам город, который задает определенные ритмы. В каком-то смысле я очень рада тому, что нам не достался музей с определенной историей, аудиторией. Мы делаем свой, с нуля, и можем сделать все по правильному. Я могу сказать с абсолютной уверенностью, что музей — это его смысл, экспозиция.

Проектирование Музея транспорта Москвы завершено. В постоянную экспозицию войдут 53 экспоната, у каждого из них уже есть свое место. Экспозиция музея будет интерактивной и максимально подвижной, отдельная линия путешествия будет создана для детей. Всего мы представим 714 единиц контента. Его можно будет объединять и обновлять, постоянно предлагая новые пути и маршруты. Поэтому в музее всегда будет что-то новое для посетителя.

— Что сейчас происходит на строительной площадке?

— Сейчас мы завершаем работы по возвращению исторических шуховских ферм и устройству кровли здания музея, которое по форме напоминает серп, или полукольцо — это очень символично, ведь Москва развивается по кольцам. В этих смыслах мы ловим для себя вдохновение. Напомню, что фермы являются объектом культурного наследия. Кстати, в одних исследованиях авторство ферм принадлежит Шухову, а в других эта теория опровергается и говорится, что под проектом ферм стоит подпись самого Мельникова. В проекте создания музея предусмотрен подземный этаж, хотя изначально его не было. К этому проектному решению удалось прийти, потому что над музеем вместе работали архитекторы, концептологи и проектировщики.

Вместе мы поняли, что, чтобы говорить о транспортной системе Москвы, нужно в первую очередь показать метрополитен. Соответственно, на подземном уровне будет представлена часть экспозиции, посвященная исключительно метро. Посетители смогут увидеть шесть метровагонов и мотовоз.

— А когда и как их туда будут помещать?

— Эта одна из самых интересных частей создания музея: установить ряд экспонатов на свои постоянные места прямо в процессе реставрации здания.

С сентября по ноябрь мы установили на минус первом этаже через специально подготовленный монтажный проем в перекрытии семь экспонатов: метровагон «В», метровагон типа «Г», мотовоз АГМу, «Еж3», метровагон типа 81–717, макет метровагона «Москва» 2019 года и «Яузу». Отмечу, что все вагоны мы приводили в порядок, реставрировали. Часть из них мы продолжаем реставрировать под специальными защитными кофрами.

— За последние годы вы отреставрировали много старых автомобилей, городского транспорта. Какие из них самые интересные?

— Всего в нашей коллекции более 250 единиц техники. Когда в 2020 году мы стали продумывать постоянную экспозицию и отобрали 53 экспоната, то поняли, что наметили себе план, программу их реставрации, и ахнули — вышло, что ежегодно нам нужно восстанавливать по 18 единиц техники. Сейчас мы отреставрировали 13 экспонатов, которые войдут в постоянную экспозицию, по 15 провели работы по локальному ремонту, окраске и детейлингу. В таких объемах реставрацией не занимается ни один музей мира. Лично мои фавориты сейчас — яркий красавец «МазЗил» и фантастический маленький уютный ПАЗ-652Б — белый с ярко-синей полосой, словно игрушечный. Очень нравится работавший в службе такси ГАЗ24–04 «Волга», который мы долго изучали под микроскопом, чтобы максимально аутентично сохранить этот аппарат. В итоге это авто в результате реставрации получилось совершенно как из прошлого, будто завернувшее к нам с московских улиц тех самых 1970–1980-х годов.

НА ЗАМЕТКУ

В вагоне «Москва-2019», который установили в конце октября, каждый посетитель сможет почувствовать себя машинистом и совершить поездку по виртуальному тоннелю.

Новости партнеров