«Идиот» в Театре Наций: танцуют все


Авторская колонка обозревателя Бориса Войцеховского
Программка предупреждает: постановка идет полтора часа и без антракта. Казалось бы, зачем заострять на этом внимание? Ан, нет — в случае с «Идиотом» в Театре Наций это крайне важно, потому как одноименный роман Фёдора Михайловича, по мотивам которого и сделана эта постановка, хоть и длинен, но, во-первых, стремителен, а, во-вторых, не терпит остановок в пути. Вот и выходит, что предупреждение весьма символично и как бы намекает.
Намекает тут, кстати, вообще почти все, потому что новый спектакль режиссера нашумевшей «Конармии» Максима Диденко — не просто пересказ, точнее, совсем не пересказ, а драматическо-хореографиче
В «Идиоте» танцуют все. Говорят — слегка. Страдают — повсеместно. Живут — но не жизнь это, а фантасмагория, где то ангелы, то единороги, то нежность, то кровопролитие, то страсть, то почти молитва.
Сцена вертится, наматывая круг за кругом сюжет, в котором персонажей множество, но главных — четыре: вышеобозначенный Мышкин-Дапкунайте, а ещё Настасья Филипповна (Роман Шаляпин), Аглая (Павел Чинарев) и Парфён Рогожин (Александр Якин).
Все шиворот-навыворот, словно наизнанку, как шуба Рогожина, которая тут и одежда, и страшный зверь, но — выстраивается-то в какой-то новый миф, во Вселенную, затягивающую, словно чёрная дыра…
Диденко уверяет, что штудировал Достоевского чуть ли не сотню раз, и давно уже понял, что «Идиот» стараниями внеклассного школьного чтения превратился в схему. В спектакле от этой схемы камня на камне не остаётся. Остаётся только страх и любовь, и немного недоумения, и, как ни странно, юмор — то есть на лицо тот самый цирк, в котором реальность имеет сколько угодно параллелей. Пока изучишь каждую, полтора часа и проходят. Ну, и зачем еще антракт?