Опрос

25 апреля отмечается Всемирный день пингвинов. А вы знаете, какой из проживающих в Московском зоопарке, занесен к Международную Красную книгу?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Архитектурное трио

14 июня 2016 года. С крыши Казанского вокзала открывается потрясающий вид на Ленинградский и Ярославские вокзалы
14 июня 2016 года. С крыши Казанского вокзала открывается потрясающий вид на Ленинградский и Ярославские вокзалы
14 июня 2016 года. С крыши Казанского вокзала открывается потрясающий вид на Ленинградский и Ярославские вокзалы
14 июня 2016 года. С крыши Казанского вокзала открывается потрясающий вид на Ленинградский и Ярославские вокзалы

Два века назад железные дороги были чуть ли не главным двигателем прогресса. Для них прокладывались тоннели, возводились мосты, строились небывалой красоты вокзалы.

Путешественники в дороге сочиняли увлекательнейшие истории, вплетая в сюжетную линию свои впечатления от увиденного в дороге.

Увы, образ вокзалов со временем несколько поблек и практически лишился того ореола романтики, возникавшего каждый раз, лишь речь заходила о предстоящем вояже.

И московские вокзалы - увы, не исключение.

Сегодня, отправляясь на экскурсию по городу или за город на шашлыки , гости столицы, да и сами о красоте московских вокзалов задумываются в последнюю очередь. Особенно о площади, объединившей сразу три вокзала: Ленинградский, Казанский и Ярославский.

- И совершенно напрасно, - обижается автор проекта «Москва глазами инженера» Айрат Багаутдинов и экскурсовод недавно стартовавшего в столице туристического маршрута.

- Ореол площади трех вокзалов, этого шумного места скрывает истинные архитектурные и инженерные красоты каждого здания московских железнодорожных гаваней. Более того - это отличная площадка для знакомства с историей города, - считает Айрат.

Экскурсия длится не так чтобы долго, но за эти два часа Ленинградский, Казанский и Ярославский вокзалы наверняка откроют вам свои секреты. Надо только раскрыть глаза, ничего не пропустить мимо ушей, и конечно же - включить фантазию.

Так, к примеру, на Ленинградском можно заглянуть в его административное крыло. Расположено он чуть правее центрального входа.

Именно там находится кованая чугунная лестница второй половины XIX века. Интересно, помнит ли она шаги русского императора? Ведь вокзал раньше назывался Николаевским. В честь Николая I.

После Октябрьской революции было модно» менять названия «наследия царского режима». Эта участь коснулась и Николаевского вокзала - он стал Октябрьским. А в 1924 году его уже называли Ленинградским – в честь переименования города на Неве.

- А тут находились старые платформы, откуда люди садились в поезда, - рассказывает Айрат, указывая на стенку, отделанную розовым туфом.

Кстати, для путешественников первого и второго классов посадка на поезд была максимально комфортной. Для удобства пассажиров перроны были крытыми и теплыми. Позже их стали называть дебаркадерами.

До сегодняшних дней в Москве сохранился только один такой «дебаркадер» - его можно увидеть на Киевском вокзале.

Выходя на площадь, направляемся к Ярославскому вокзалу. Главная особенность, отличающая его от других столичных «собратьев» - гигантский фриз зеленого цвета, будто спрятанный под крышей здания.

- Это майолика, - поясняет наш экскурсовод. - Такое же керамическое панно можно увидеть на фасаде гостиницы «Метрополь». Торец здания с круглыми окошечками - работа знаменитого архитектора Федора Шехтеля.

Кстати, идейным вдохновителем прокладки железной дороги в сторону Ярославля был профессор математики МГУ Федор Чижов. К строительству он привлек группу московских купцов. Немалую помощь в этом ему оказал отец будущего мецената Саввы Мамонтова - Иван Мамонтов.

Сегодня единственная точка, откуда отлично видны все три вокзала - скверик в центре площади.

С этого «островка» можно полюбоваться и изумительными часами со знаками зодиака, украшающими здание Казанского вокзала. Их автор - архитектор Алексей Щусев, создатель гостиницы «Москва», мавзолея В. Ленина и станции метро «Комсомольская».

- Только этот гениальный художник мог позволить себе такую смелую символику в начале 20-х годов XX века, - говорит Айрат, приглашая экскурсантов пройти под своды Казанского вокзала.

Внутри здания ощущается некое разделение пространства: как и 150 лет назад, залы ожидания дробятся по тогдашнему классовому принципу. Раньше пассажиры третьего класса отправлялись в зал, где сейчас находится ресторанный дворик. Его строил архитектор и инженер Александр Кузнецов. И современное просторное помещение с кожаными диванами когда-то предназначалось для пассажирам того же класса.

Сегодня в большом светлом пространстве, где в ожидании своего поезда находятся пассажиры бизнес класса, - та самая «изюминка» Казанского вокзала - гигантский плафон, напоминающий тот, что украшает станцию метро Комсомольская радиальная. Здесь в архитектуре царит атмосфера русского барокко - синий потолок с фресками в стиле советского реализма и бирюзовые стены, облицованные золотыми узорами. Над этим интерьером работали лучшие художники начала XX века.

Кстати

Экскурсия проходит каждый четверг в 19:00

Место сбора: памятник архитектору Тону у главного входа на Ленинградский вокзал

Стоимость билетов:
взрослый — 700 руб.
льготный — 500 (для школьников, студентов, пенсионеров)
дети до 7 лет - бесплатно

Новости партнеров