Вахтангов вернулся на Арбат
14 сентября на Арбате состоялась торжественная церемония открытия памятника Евгению Вахтангову. Это значимое событие явилось предтечей сотого, юбилейного сезона театра, отцом-основателем которого стал когда-то великий режиссер.
В истории Москвы и центра этот театр занимает особое место. Он живет тут, в сердце города, уже век, тут он был рожден, тут получил ранение во время войны — москвичи в годах помнят эту трагическую историю. Тут он пережил несколько эпох, воспитал массу настоящих звезд, оставшись верным великой школе. А еще Вахтанговский — истин но семейный театр: в него ходят «поколенчески», сюда приводят детей, которые затем, вырастая, приводят сюда детей своих, а затем и внуков... Столетие театра, к которому нас подведет его сотый сезон, это событие не только для труппы, но и для всех горожан: Вахтанговский — это всегда сама история. И любовь.
«Как тут и был!»
Имя Евгения Вахтангова известно во всем мире. Однако первый памятник ему был поставлен в России только в 2013 году. Теперь он украшает Владикавказ, где будущий режиссер родился. Год спустя памятник появился и в сквере Театрального института имени Щукина в столице. Его установили к столетию важной даты: 23 октября 1914 года Вахтангов провел первые занятия с учащимися театральной студии. Этот день считается днем рождения вуза, студенты памятник любят (поговаривают даже, что он исполняет желания!), но для москвичей он остался почти незамеченным, ибо фактически скрыт в заповедном «щукинском» уголке.
Театр же, фасад которого выходит на пешеходный Арбат, «визитную карточку» города, давно нуждался в скульптурном изображении своего великого основателя. Хотя как осуществить задумку? Есть уже рядом с театральными стенами прекрасная магическая «Принцесса Турандот»... Но выход был найден. Скульптурная композиция, над которой работали народный художник России Александр Рукавишников, главный художник театра, заслуженный художник России Максим Обрезков и заслуженный архитектор России Игорь Воскресенский, как влитая вошла в нишу между колоннами.
Даже странно представить, что раньше памятника там не было! И вот занавес падает, и через секунду огромная толпа взрывается аплодисментами: класс! Памятник прост, в нем нет пафоса, но есть мысли о вечном. А за спиной у великого режиссера — бронзовый занавес, на котором высечены названия ста спектаклей, которые в истории этого театра стали главными. И начиналось все, конечно, с «Чуда святого Антония» и «Принцессы Турандот»... — Забронзовел наконец Евгений Багратионович! При жизни славы не знал, но потомки его помнят, — две пожилые дамы, по случайности проходившие мимо, переговариваются вполголоса. — Дай бог, ангелом-хранителем для театра станет! Так и есть, и так будет.
Звезды сошли с небес
Вахтанговская труппа всегда отличалась каким-то полным отсутствием фанаберии и манерной «звездности». Этот демократизм, коренящийся в истинном аристократизме, превратил праздник открытия в какое-то невероятное мероприятие, где не было места дежурным речам. Открывали памятник главные звезды театра — изумительная Юлия Борисова и обаятельнейший Василий Лановой. Василий Семенович читал своим зычным голосом Пушкина, теперь, по принципу «прописки», ближайшего вахтанговского «соседа». Да и все, кто присутствовал на церемонии, говорили без всяких бумажек, от сердца.
Первый зампред Госдумы РФ Александр Жуков лучился радостью: — Еще одна достопримечательность появилась на Арбате, этот памятник будет радовать и жителей, и гостей города, а мы — ждем визита в театр! Проникновенно говорила о любви к театру и Елена Ям польская, глава Комитета по культуре Госдумы.
Она пожелала вахтанговцам сил и успехов еще как минимум на сто лет. — Символично, что мы открываем памятник человеку, который жил недолго, трудно, но умел любить жизнь, создавать праздник, несмотря на лишения и болезни, — говорила она. Восхищалась событием и председатель Центрального банка Российской Федерации Эльвира Набиуллина. Труппу поздравили с новым сезоном, а Москву — с новым прекрасным памятником. Всех благодарила правнучка Вахтангова — Дина Евгеньевна. Все было ярко, но и по-домашнему, и в толпе заметили: — А ведь стало теплее, а? И солнце вышло.Вот это праздник!
Сюрпризы зрителям
После открытия памятника артисты и гости переместились в зрительный зал Основной сцены. «Увертюрой» к сбору труппы стало техно-шоу: в последние два года в театре шла модернизация светового и механического оборудования, и собравшимся продемонстрировали его возможности. Это — фантастика. Прожекторы, способные не светить, а танцевать светом, подъемные конструкции, превращающиеся то в жесткие каркасы, то в морскую волну, — какие все это дает возможности! Ну а потом зал аплодисментами приветствовал на сцене худрука театра Римаса Туминаса и директора театра Кирилла Крока.
Начинается работа! Все свершения вахтанговцев и возможности сцены любители театра оценят сами. Первая премьера сезона не за горами: в начале октября покажут «Соломенную шляпку» с Александром Олешко, Леонидом Бичевиным, Нонной Гришаевой, в ноябре нас ждет «Ромул Великий» по Дюрренматту с Владимиром Симоновым. И это только начало! И сто лет для Вахтанговского — не возраст. Это только знак качества.
Знаковые монументы обретут вторую молодость
В столице не только открывают новые памятники, но и реставрируют существующие. Так, до конца 2020 года планируется завершить ремонт 18 произведений монументально-декоративного искусства, большинство из которых находятся в Центральном округе. В том числе речь идет о таких монументах, как знаменитые памятники полководцу Александру Суворову на Суворовской площади и поэту Александру Блоку в сквере на улице Спиридоновке. Будут отремонтированы также скульптурная композиция «Дети — жертвы пороков взрослых», которая стоит на Болотной площади, памятники Кириллу и Мефодию на Славянской площади, Н. Г. Чернышевскому на улице Покровка, памятник М. С. Щепкину и скульптура «Голуби мира» на Пушечной улице, бюсты М. И. Глинки и Данте Алигьери на улице Каретный Ряд и другие. Работы проходят под контролем столичного Департамента культурного наследия.
Александр Рукавишников, народный художник России
— Мне очень нравится скульптура Турандот Александра Бурганова, замечательного нашего скульптора, большого мастера. Она как-то удивительно органича тут, на Арбате, возле театра, и прекрасна в некой своей условности. Конечно, она давно стала привычной для жителей Арбата. Я работал над новым арбатским памятником, отталкиваясь от фотографии начала прошлого века, где Вахтангов еще так молод, но в нем ощущается внутренняя спрессованная энергия. Он размышляет о чем -то, задумчив, он просто человек, и вся слава его впереди. Мне кажется, что если памятник не бросается в глаза сразу, если он так органично вписан в окружающее пространство, что не «выпирает» из него, это и есть хорошо. И повод хороший: столетие прекрасного театра.