Опрос

1 октября 2007 года состоялась церемония передачи Дома Пашкова Российской государственной библиотеке. Знаете ли Вы, кем было спроектировано здание?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Вахтангов вернулся на Арбат

1910 год. Режиссер и актер Евгений Вахтангов. Фото: РИА НОВОСТИ
1910 год. Режиссер и актер Евгений Вахтангов. Фото: РИА НОВОСТИ
1910 год. Режиссер и актер Евгений Вахтангов. Фото: РИА НОВОСТИ
1910 год. Режиссер и актер Евгений Вахтангов. Фото: РИА НОВОСТИ

14 сентября на Арбате состоялась торжественная церемония открытия памятника Евгению Вахтангову. Это значимое событие явилось предтечей сотого, юбилейного сезона театра, отцом-основателем которого стал когда-то великий режиссер.

В истории Москвы и центра этот театр занимает особое место. Он живет тут, в сердце города, уже век, тут он был рожден, тут получил ранение во время войны — москвичи в годах помнят эту трагическую историю. Тут он пережил несколько эпох, воспитал массу настоящих звезд, оставшись верным великой школе. А еще Вахтанговский — истин но семейный театр: в него ходят «поколенчески», сюда приводят детей, которые затем, вырастая, приводят сюда детей своих, а затем и внуков… Столетие театра, к которому нас подведет его сотый сезон, это событие не только для труппы, но и для всех горожан: Вахтанговский — это всегда сама история. И любовь.

Сцена из спектакля «Принцесса Турандот» в постановке Евгения Вахтангова. Фото: РИА НОВОСТИ
Сцена из спектакля «Принцесса Турандот» в постановке Евгения Вахтангова. Фото: РИА НОВОСТИ

«Как тут и был!»

Имя Евгения Вахтангова известно во всем мире. Однако первый памятник ему был поставлен в России только в 2013 году. Теперь он украшает Владикавказ, где будущий режиссер родился. Год спустя памятник появился и в сквере Театрального института имени Щукина в столице. Его установили к столетию важной даты: 23 октября 1914 года Вахтангов провел первые занятия с учащимися театральной студии. Этот день считается днем рождения вуза, студенты памятник любят (поговаривают даже, что он исполняет желания!), но для москвичей он остался почти незамеченным, ибо фактически скрыт в заповедном «щукинском» уголке.

Театр же, фасад которого выходит на пешеходный Арбат, «визитную карточку» города, давно нуждался в скульптурном изображении своего великого основателя. Хотя как осуществить задумку? Есть уже рядом с театральными стенами прекрасная магическая «Принцесса Турандот»… Но выход был найден. Скульптурная композиция, над которой работали народный художник России Александр Рукавишников, главный художник театра, заслуженный художник России Максим Обрезков и заслуженный архитектор России Игорь Воскресенский, как влитая вошла в нишу между колоннами.

Художественный руководитель театра Римас Туминас на открытии нового памятника Евгению Вахтангову на Арбате. Фото: Алексей Орлов, «Вечерняя Москва»
Художественный руководитель театра Римас Туминас на открытии нового памятника Евгению Вахтангову на Арбате. Фото: Алексей Орлов, «Вечерняя Москва»

Даже странно представить, что раньше памятника там не было! И вот занавес падает, и через секунду огромная толпа взрывается аплодисментами: класс! Памятник прост, в нем нет пафоса, но есть мысли о вечном. А за спиной у великого режиссера — бронзовый занавес, на котором высечены названия ста спектаклей, которые в истории этого театра стали главными. И начиналось все, конечно, с «Чуда святого Антония» и «Принцессы Турандот»… — Забронзовел наконец Евгений Багратионович! При жизни славы не знал, но потомки его помнят, — две пожилые дамы, по случайности проходившие мимо, переговариваются вполголоса. — Дай бог, ангелом-хранителем для театра станет! Так и есть, и так будет.

Звезды сошли с небес

Художественный руководитель театра Римас Туминас на открытии нового памятника Евгению Вахтангову на Арбате. Фото: Алексей Орлов, «Вечерняя Москва»
Художественный руководитель театра Римас Туминас на открытии нового памятника Евгению Вахтангову на Арбате. Фото: Алексей Орлов, «Вечерняя Москва»

Вахтанговская труппа всегда отличалась каким-то полным отсутствием фанаберии и манерной «звездности». Этот демократизм, коренящийся в истинном аристократизме, превратил праздник открытия в какое-то невероятное мероприятие, где не было места дежурным речам. Открывали памятник главные звезды театра — изумительная Юлия Борисова и обаятельнейший Василий Лановой. Василий Семенович читал своим зычным голосом Пушкина, теперь, по принципу «прописки», ближайшего вахтанговского «соседа». Да и все, кто присутствовал на церемонии, говорили без всяких бумажек, от сердца.

Первый зампред Госдумы РФ Александр Жуков лучился радостью: — Еще одна достопримечательность появилась на Арбате, этот памятник будет радовать и жителей, и гостей города, а мы — ждем визита в театр! Проникновенно говорила о любви к театру и Елена Ям польская, глава Комитета по культуре Госдумы.

Она пожелала вахтанговцам сил и успехов еще как минимум на сто лет. — Символично, что мы открываем памятник человеку, который жил недолго, трудно, но умел любить жизнь, создавать праздник, несмотря на лишения и болезни, — говорила она. Восхищалась событием и председатель Центрального банка Российской Федерации Эльвира Набиуллина. Труппу поздравили с новым сезоном, а Москву — с новым прекрасным памятником. Всех благодарила правнучка Вахтангова — Дина Евгеньевна. Все было ярко, но и по-домашнему, и в толпе заметили: — А ведь стало теплее, а? И солнце вышло.Вот это праздник!

Сюрпризы зрителям

После открытия памятника артисты и гости переместились в зрительный зал Основной сцены. «Увертюрой» к сбору труппы стало техно-шоу: в последние два года в театре шла модернизация светового и механического оборудования, и собравшимся продемонстрировали его возможности. Это — фантастика. Прожекторы, способные не светить, а танцевать светом, подъемные конструкции, превращающиеся то в жесткие каркасы, то в морскую волну, — какие все это дает возможности! Ну а потом зал аплодисментами приветствовал на сцене худрука театра Римаса Туминаса и директора театра Кирилла Крока.

Начинается работа! Все свершения вахтанговцев и возможности сцены любители театра оценят сами. Первая премьера сезона не за горами: в начале октября покажут «Соломенную шляпку» с Александром Олешко, Леонидом Бичевиным, Нонной Гришаевой, в ноябре нас ждет «Ромул Великий» по Дюрренматту с Владимиром Симоновым. И это только начало! И сто лет для Вахтанговского — не возраст. Это только знак качества.

Знаковые монументы обретут вторую молодость

В столице не только открывают новые памятники, но и реставрируют существующие. Так, до конца 2020 года планируется завершить ремонт 18 произведений монументально-декоративного искусства, большинство из которых находятся в Центральном округе. В том числе речь идет о таких монументах, как знаменитые памятники полководцу Александру Суворову на Суворовской площади и поэту Александру Блоку в сквере на улице Спиридоновке. Будут отремонтированы также скульптурная композиция «Дети — жертвы пороков взрослых», которая стоит на Болотной площади, памятники Кириллу и Мефодию на Славянской площади, Н. Г. Чернышевскому на улице Покровка, памятник М. С. Щепкину и скульптура «Голуби мира» на Пушечной улице, бюсты М. И. Глинки и Данте Алигьери на улице Каретный Ряд и другие. Работы проходят под контролем столичного Департамента культурного наследия.

Александр Рукавишников, народный художник России

— Мне очень нравится скульптура Турандот Александра Бурганова, замечательного нашего скульптора, большого мастера. Она как-то удивительно органича тут, на Арбате, возле театра, и прекрасна в некой своей условности. Конечно, она давно стала привычной для жителей Арбата. Я работал над новым арбатским памятником, отталкиваясь от фотографии начала прошлого века, где Вахтангов еще так молод, но в нем ощущается внутренняя спрессованная энергия. Он размышляет о чем -то, задумчив, он просто человек, и вся слава его впереди. Мне кажется, что если памятник не бросается в глаза сразу, если он так органично вписан в окружающее пространство, что не «выпирает» из него, это и есть хорошо. И повод хороший: столетие прекрасного театра.

Новости партнеров