Опрос

Памятник Александру Пушкину перенесли с Тверского бульвара на Страстную площадь, ныне Пушкинскую, 15 августа 1950 года. Знаете ли Вы, какое сооружение стояло на месте памятника?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Валерий Гаркалин хотел показать Гамлета смешным


Ровно двадцать лет назад в прокат вышла комедия-фарс Владимира Меньшова «Ширли-мырли». Валерий Гаркалин, сыгравший в этом фильме сразу нескольких братьев-бизнецов Кроликовых, на фестивале «Киношок-95» получил приз за лучшую мужскую роль

— Валерий, кто из братьев Кроликовых вам ближе?
— Вообще-то предпочтение никому не отдавалось, потому что у нас была совсем другая задача. Во время работы над картиной мы с Меньшовым искали не различия этих людей, а то, что их объединяет. Потому что мои персонажи — близнецы, и хотя судьба раскидала их по разным социальным полюсам, и каждый даже приобрел свою национальность, в конце концов, они очень похожи друг на друга. Картина снималась так стремительно и весело, что мы получали колоссальное удовольствие друг от друга, от текста, от ситуаций, которые разыгрывали.

— А вот у критиков и киноакадемиков фильм не вызвал особого восторга…
— Они недооценили его. А некоторые сделали вид, что этой картины не было. Именно киноакадемики не включили ее ни в одну из номинаций кинематографической премии «Ника», хотя в фильме было много художественных достижений. Например, виртуозная работа оператора, сумевшего старым дедовским способом снять в одном кадре одного артиста в четырех лицах.

— Владимир Меньшов в интервью «ВМ» говорил, что слава догнала этот фильм двадцать лет спустя, и вчерашние оппонеты признаются сегодня, что они наконец-то оценили его по достоинству…
— Это происходило со многими его фильмами. Как-то после очередного показа «Ширли-Мырли» по телевидению, мне позвонил Меньшов. Мы, как всегда, обсудили достоинства фильма, позлорадствовали по поводу слепоты киноакадемиков, которые не присудили нам ни одной премии. Потом трубку взяла Вера Валентиновна Алентова: «Валерик, ты знаешь, я в стотысячный раз посмотрела «Ширли Мырли» и должна тебе сказать, что сегодня я играла гораздо лучше». Это к вопросу о том, почему слава догнала нас: просто мы, артисты, играем с каждым годом все лучше и лучше (смеется).

— На съемках вы обрели много полезных навыков: водили карету «Скорой помощи», управляли трамваем, даже дирижировали симфоническим оркестром. А ведь это непростое занятие?
— Конечно! Ведь оркестранты в кадре играли настоящую симфоническую музыку. Помню, кто-то из музыкантов в момент съемки отпустил какую-то шутку, и все рассмеялись. Я был несколько растерян, потом подошел к Меньшову и говорю: «Они в оркестре такие словца отпускают, каких не услышишь даже в местах не столь отдаленных». А он мне сказал: «Обрати внимание, что дирижеры — очень серьзные ребята, настоящие паханы, ведь для того, чтобы держать в руках всю эту братию, нужен очень мощный характер». После этого я стал присматриваться к Темирканову, Гергиеву, нашим выдающимся дирижерам.

— Правда, что вы способны сыграть все: от трагедии до водевиля, или для вас существет такое понятие, как актерское амплуа?
— Мне кажется, любой артист не ответит на этот вопрос однозначно. Это критики, искусствоведы градируют: туда нас поставить или сюда. Я, кстати, своей жизнью доказал, что такое отношение к актеру несправедливо. Потому что у меня был период драматических, я бы даже сказал, героических, ролей. Ну а в какой-то период, как сказал Меньшов, я позволил себя использовать по назначению (смеется).

— Каждый артист мечтает блистать в комедии, но быть смешным — дано далеко не всем. Как вы достигаете комического эффекта?
— В комедийном жанре преуспевают те, кто способен абсолютно серьезно поверить в экстремальность положения, в которое попал их персонаж. Обратите внимание, что Чаплин – основоположник трагикомического в искусстве — никогда не комикует. Он может эксцентрично упасть, дать пинка кому-то или ему дадут пинка, но он очень серьезно на все это реагирует. Как только человек начинает комиковать, кривляться или делать вид, что ему смешно – это не комедия. Это низкий, и я бы сказал, профнепригодный жанр. Этим, к сожалению, страдает сейчас наше телевидение. Все эти «комеди клабы», кавээновские передачи носят безответственный характер. Они смеются, но смешно только им. Мне же хочется плакать, глядя на эти зрелища.

— Когда роль не предполагает комического рисунка — внутреннего или внешнего, вы все равно ищите в ней какой-то то юмор?
— Безусловно. Потому что жизнь переполнена парадоксами. Возьмите «Гамлет» – казалось бы, трудно найти более трагическое произведение, но и там есть повороты, которые могли бы вызвать смех. Разговор о бедном Йорике, например, не только философский, но и комический. Во всяком случае, когда я играл Гамлета, мы с режиссером Димой Крымовым искали именно эту сторону сложившейся ситуации. Потому что рядом с трагедией всегда уживается комедия. И наоброт. А если чего-то одного недостает, нет полноты жизни.

— Вы как-то обронили такую фразу: я такой веселый, потому что за углом отчаяние. Что вы имели в виду?
— Что я всегда могу завернуть за угол, и оно меня не догонит. Раз существует угол, за него можно завернуть. И отчаяние растеряется, ведь оно мчится за твоей спиной, и не знает этих ориентиров – направо–налево. Стоит поменять направление, и оно тебя не догонит.

Справка

Валерий Гаркалин родился 11 апреля 1954 года. В 1978 году окончил факультет кукольного искусства Музыкального училища имени Гнесиных. По окончании учебы выпускники курса создали театр на колесах «Люди и куклы», приписанный к Кемеровской филармонии. Работал в Театре кукол под руководством С. В. Образцова. В 1988 году окончил режиссерский факультет ГИТИСа. Играл в Театре сатиры, московском Театре им. Пушкина. Снялся более чем в 80 кинокартинах. Руководитель факультета эстрады ГИТИСа.

Другие свежие материалы читайте в полной PDF-версии газеты «Москва. Центр».

Новости партнеров