Василий Ладюк: Опера никогда не станет попсой
Известный баритон рассказал «МЦ» о сбывшейся мечте и новой песне
С одним из лучших в мире баритонов — Василием Ладюком мы встретились в Саду «Эрмитаж» перед спектаклем «Трубадур» в «Новой опере», что в Тверском районе.
Он готовится к выходу в партии графа ди Луна в знаменитой вердиевской опере. И говорит, что эта роль — мечта всей жизни.
— Василий, что человек чувствует, когда сбывается мечта?
— Чувствует себя победителем. Приведу сравнение: такая роль для вокалиста сродни значимости тяжелой артиллерии на войне. Или исполнению сложнейшей фигуры высшего пилотажа для летчика. Надеюсь, что в будущем роль займет серьезное место в моем репертуаре, как некогда Маркиз из «Дона Карлоса». Кстати, сбылась еще одна моя мечта: на сцене Концертного зала имени Чайковского тем же составом, что и в Турине в 2015 году, мы исполнили оперу Шарля Гуно «Фауст». Ильдар Абдразаков — Мефистофель, Ирина Лунгу — Маргарита. Фауста должен был петь Чарльз Кастроново, но заболел. И партию исполнил Сергей Романовский. В свою очередь я спел партию Валентина. Кроме того, состоялся Третий фестиваль Оpera Live, художественным руководителем которого я являюсь. И это тоже удача.
— На ваш взгляд, сегодня опера нуждается в популяризации?
— Она наконец-то стала возвращать свои былые позиции. К ней появился интерес не только у «хранителей» наследия Лемешева, Козловского, но и у довольно молодой аудитории — это не может не радовать! Но при этом она не превратилась в попсу. Судя по заполняемости концертных залов и театров, опера — востребованный жанр, и разговоров о том, что опера вымирает, сегодня уже не ведется. Напротив, она стремительно развивается: появляются новые режиссеры, идеи, постановки. Между прочим, наблюдается возвращение к традиционной опере. Мы знаем артистов, которые подавали большие надежды как оперные исполнители, но ушли в эстраду и «не вернулись». Можно ли говорить об их профессиональном росте? Это возможно в любой профессии. Задача фестиваля «Оперa Live» показывать публике лучшие постановки, исполнителей, чтобы у молодежи были правильные ориентиры. Есть знак качества: Анна Нетребко, Ильдар Абразаков, Хибла Герзмава, Дмитрий Хворостовский. Надеюсь, Василий Ладюк — тоже из этой серии. С одной стороны, фестиваль приглашает оперных артистов мирового уровня, а с другой — является своеобразной творческой лабораторией для молодых. За три года при полных аншлагах прошли концерты с участием мировых звезд оперы в сопровождении лучших симфонических оркестров России.
— Несмотря на работу в ведущих театрах мира, вы остаетесь верны сцене, где начали свой путь в столице...
— Да, «Новая опера» — мой родной дом. Вместе с тем я много работаю в Большом театре и, кстати, приглашаю на спектакли: «Евгений Онегин» (21 января), «Травиата» (3 и 4 февраля), «Иоланта» (22 февраля).
— Москва стала для вас родным городом?
— Да. Я живу в Москве 30 лет, и она стала для меня тем местом, куда все время хочется возвращаться. Люблю Москву со всеми ее пробками, снегами. Этот город меня принял, полюбил и уважает как исполнителя.
— Вы оперный певец, но тоже не против экспериментов. Александра Пахмутова и Николай Добронравов написали для вас новую песню. О чем она?
— Пока раскрывать секрета не буду. Возможно, премьера состоится в День космонавтики. Могу только сказать, что песня, конечно же, о любви.
— Василий, вы обладатель яркой фактуры. Не планируете сняться в кино?
— С нами, оперными солистами, режиссерам кино и драматического театра сложно: мы не любим слепо подчиняться. Понимаете, кино — это задумка режиссера и сценариста. А вот с оперой иначе: она тоже задумка режиссера, но в то же время и художественная интерпретация исполнителей.
СПРАВКА
Василий Ладюк родился 14 декабря 1978 года в Праге. Российский оперный певец (баритон), солист Московского театра «Новая опера». В качестве приглашенного солиста принимает участие в оперных постановках ведущих театров России и мира (Большой театр, Мариинский театр, Метрополитен Опера, Хьюстон Гранд Опера, театр Ла Фениче (Венеция), Норвежская королевская опера, Teatro Regio (Турин).