Опрос

25 апреля отмечается Всемирный день пингвинов. А вы знаете, какой из проживающих в Московском зоопарке, занесен к Международную Красную книгу?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Важно восстановить режим

1 сентября 2022 года. Эльдар, Элиза и Эмин Шахидовыидут в первый класс. После лета не все дети быстро привыкают кшкольным будням, поэтому родителям в первые дни сентября надо уделить особое внимание режиму дня своего ребенка. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
1 сентября 2022 года. Эльдар, Элиза и Эмин Шахидовыидут в первый класс. После лета не все дети быстро привыкают кшкольным будням, поэтому родителям в первые дни сентября надо уделить особое внимание режиму дня своего ребенка. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
1 сентября 2022 года. Эльдар, Элиза и Эмин Шахидовыидут в первый класс. После лета не все дети быстро привыкают кшкольным будням, поэтому родителям в первые дни сентября надо уделить особое внимание режиму дня своего ребенка. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
1 сентября 2022 года. Эльдар, Элиза и Эмин Шахидовыидут в первый класс. После лета не все дети быстро привыкают к школьным будням, поэтому родителям в первые дни сентября надо уделить особое внимание режиму дня своего ребенка. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

Начался учебный год, и некоторым детям сложно быстро адаптироваться. Психологи рассказали «МЦ», как подготовить школьников к учебному году.

После летних каникул дети приходят в школу «расслабленными». Как настроить детей на труд и учебу? Поможет принцип «как на тренировках».

— Тут стоит провести аналогию с физической нагрузкой: любую тренировку стоит начинать с разминки, — советует клинический психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт Иван Андрухов. — Так и в самом начале учебного года: учителям и родителям нагрузки стоит давать с малых доз. Если же дать сразу много заданий, то получим обратный эффект: у ребенка что-то не получится, он расстроится, а потом может и вовсе отказаться от выполнения задач.

Эксперты советуют: к учебному году надо выправить режим дня.

— Некоторые летом ложились спать заполночь. В сентябре лучше держать режим и отправлять детей спать в 21–22 часа, не позднее, — говорит Иван Андрухов, — а в самом начале школьного года стоит вспомнить, что проходили в предыдущих классах, или поиграть в школу с детьми младшего возраста, чтобы те адаптировались намного быстрее к непривычной обстановке. Больше говорите с детьми о том, как они проводят время с одноклассниками, с кем и как общаются, с кем дружат, а где могут возникнуть натянутые отношения. Каждый случай лучше разбирать отдельно и обстоятельно, не на бегу.

В свою очередь преподаватель кафедры «Педагогическая психология имени профессора Гуружапова» факультета «Психология образования» Московского государственного психолого-педагогического университета Маргарита Расторгуева обращает внимание родителей: не обесценивайте проблемы детей, особенно первоклассников.

— Любая детская трудность требует особого внимания взрослых. Ребенок должен понимать, что может положиться на родителей: доверить переживания, рассказать о трудностях и всегда обратиться к ним за помощью, — отмечает она.

Педагог-психолог Екатерина Пашкина подчеркивает: с ребенком нужно чаще говорить о том, для чего нужны школа и ее правила. Родители должны формировать ценности.

— Это относится и к учебе, к выбору своего пути. Особенно это актуально для старшеклассников, — говорит эксперт.

Иван Андрухов добавляет: задача ребенка — понять, почему нужно читать, учиться, познавать новое.

— Всегда родителям говорю одну фразу: «Скажи мне — я забуду, покажи мне — я запомню, увлеки меня — и я пойму», — отмечает он. — Родителям важно объяснять, что учеба — фундамент будущего, для профессии в перспективе. Позитивные сценарии должны подкрепляться играми в раннем возрасте. Например, малыши любят представлять, что они строители, пожарные, врачи, парикмахеры и т.д. Можно рассказать о своем пути: учились в школе, потом в вузе, затем стали работать, достигли определенных высот, стали заниматься тем, о чем мечтали. Для этого прикладывали усилия: много читали, изучали углубленно какие-то предметы, интересовались чем-то дополнительно. Если у ребенка есть такая история, у него появляется маячок, к которому он стремится.

Эксперт также поясняет: чаще всего принуждение со стороны родителей травмирует детей.

— Например, подростки хотят, чтобы папа и мама признавали значимость их решений, — продолжает он. — У них есть желание быть как взрослые: делать то, что хочется, сидеть дольше в гаджетах, приходить домой и ложиться спать позже. Здесь стоит применить психологическую ловушку: признать, если ребенок хочет сидеть дольше в компьютере, быть взрослым, то, как и у людей постарше, у него добавляются обязанности. Уборка в квартире, выполнение учебных задач открывают дверь в мир привилегий. Например, погулять не до 20, а до 21 часа.

При этом родители должны объяснять, как устроен мир взрослых. Что есть свои обязанности, что их признание — важная часть взрослой жизни. Например, ребенок хорошо убрался в комнате, значит, может получить дополнительное время в том же телефоне или планшете. Если не получилось, то ограничения возвращаются: к примеру, не более двух часов в день. Так у ребенка формируется цепочка: «я хочу быть взрослым — хочу сам распоряжаться телефоном и своим временем — я должен выполнить задание». Вместе с этим запускается механизм ответственности: «я сделал — я получил». Большим подспорьем в мотивации что-то делать является личный пример родителей. Если они меньше проводят времени в телефоне, больше уделяют внимания семье, физической активности, то и ребенок будет действовать так же. Ведь дети в раннем возрасте подражают взрослым.

Новости партнеров