Вдохновляли мастера музы и сирень
Во флигеле усадьбы по адресу: Большой Трехсвятительский переулок, 1–3, с ароматной сиренью год от года расцветал талант пейзажиста Исаака Левитана.
Вдохновение знаменитый художник черпал в красоте. Причем как в природной, о чем без труда можно догадаться по его картинам, так и в женской.
Искусство для народа
У участка по нынешнему адресу: Большой Трехсвятительский переулок, 1–3, насыщенная история, рассказывает краевед и экскурсовод Наталья Крылова.
Место известно с середины XVIII века, когда им владели князь Сергей (Сербан) Кантемир (тот, что продал имение Черная Грязь Екатерине Великой — сегодня бывшее имение известно как «Царицыно») и бригадирша Дарья Лопухина, устроившая здесь частное училище.
— В училище Лопухиной обучался Андрей Дельвиг, брат поэтов Дельвигов, министр и сенатор, военный инженер, будущий строитель Московского водопровода, — добавляет Наталья.
В 1862 году в усадьбе открылась картинная галерея, устроенная новым владельцем — меценатом и славянофилом Василием Кокоревым.
Перед домом для всех желающих был открыт общедоступный сад, где бывали Сергей Аксаков, Федор Достоевский, Александр Островский, Лев Толстой. Кокореву же принадлежит заслуга — правда, по отзывам современников, весьма сомнительная — перестройки дома. «Дом построен в старообрядском стиле», «возобновлен самым безобразно-роскошным образом» — современники не скупились на эпитеты.
Галерея проработала три года, финансы у Кокорева закончились, и он продал дом богатой московской семье, известной чете Морозовых — Тимофею Саввичу и Марии Федоровне. В 1898-м особняк снова перестраивается — на сей раз в русском стиле.
В переделке фасада и внутреннего оформления принимал участие сын новых хозяев Сергей Морозов. Именно для него мать, Мария Федоровна, переделала оранжерею под мастерскую.
Но в мастерской поселился вскоре другой художник: быстро разочаровавшись в себе как живописце, Сергей здраво предпочел помочь выжить и развиться действительному таланту. Таким он считал Исаака Левитана.
Крынка молока
И в 1889 году богатая семья приютила художника. Благодаря протекции Сергея, друга и поклонника творчества Левитана, хозяйка Мария Федоровна отдала ему небольшое двухэтажное здание под мастерскую. С этого момента ему до конца жизни не приходилось заботиться о жилье.
У дома росла сирень, первый этаж занимали жилые комнаты, витая лестница вела на второй, в светлую мастерскую. Среди мольбертов притулилось пианино, несколько кресел, фисгармония.
Живописцу Алексею Степанову принадлежат такие шуточные строки о Левитане:
А вот и флигель Левитана.
Художник славный там живет.
Встает он очень, очень рано
И тотчас чай китайский пьет.
Позвав к себе собаку Весту,
Дает ей крынку молока
И тут же, не вставая с места,
Этюд он трогает слегка.
Здесь Левитану хорошо было работать и жить, встречать друзей — в усадьбе бывали Шаляпин, Коровин, Серов, братья Чеховы.
Часть большой истории
В этом доме Левитаном были написаны лучшие работы; здесь он влюбился; здесь переживал мимолетную влюбленность в Машу Чехову, сестру друга, Антона Павловича, и ее отказ от предложения руки и сердца.
— Ты, конечно, если хочешь, можешь выйти за него замуж, но имей в виду, что ему нужны женщины бальзаковского возраста, а не такие, как ты, — посоветовал Антон Павлович сестре, намекая на его роман с Софьей Кувшинниковой, женой полицейского врача Дмитрия Кувшинникова, которой было уже за 40, тогда как самому Левитану в начале их романа было всего 28.
Маша, хоть и не поняла ничего про бальзаковский возраст, однако Левитану отказала.
Отсюда же в 1900 году Левитана, скончавшегося от сердечной болезни, провожали в последний путь.
НА ЗАМЕТКУ
Усадьбой семья Морозовых владела до 1911 года. В 1918-м здание занял штаб левых эсеров, затем здесь располагался Покровский концлагерь и детский сад, где, к слову, снимали фильм «Усатый нянь».