Опрос

24 ноября в России отметят День матери. А Вы знаете, какой из указанных фактов неверный?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Вечный творческий поиск

26 марта 2019 года. Василий Вдовин получает благодарность от Российской академии художеств из рук президента РАХ Зураба Церетели
26 марта 2019 года. Василий Вдовин получает благодарность от Российской академии художеств из рук президента РАХ Зураба Церетели
26 марта 2019 года. Василий Вдовин получает благодарность от Российской академии художеств из рук президента РАХ Зураба Церетели
26 марта 2019 года. Василий Вдовин получает благодарность от Российской академии художеств из рук президента РАХ Зураба Церетели

Художник Василий Вдовин 25 апреля открывает персональную выставку в доме Нащокина в особняке Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Специально для «МЦ» живописец рассказал о том, как менялось отношение к работе творца в ХХ и XXI веке.

Эпоха бурных перемен в искусстве закончилась в середине XX века. Но на рубеже веков перемены касались не только искусства, но и технологии, производства и общественного сознания в целом.

Этот переворот подарил новую, ключевую идею: образование, особенно в искусстве, не конечно, рассказывает Вдовин.

— Было принято, что человек (мы говорим о художниках) должен выучиться, стать ремесленником и активно работать, — продолжает живописец. — На смену этой установке пришла идея, которая актуальна и сейчас: понимание вечного творческого поиска.

На какое-то время, если брать нашу страну, эта идея немного отходила на второй план — например, когда я учился, в 1970-е, 1980-е. Это была эпоха застоя, стабильности профессионального обучения. Но внутри профессионального сообщества бурлили вольные настроения.

Особенные волнения, по словам Вдовина, вызывали веяния с запада.

«Конь», работа Василия Вдовина 2018 года
«Конь», работа Василия Вдовина 2018 года

Несмотря на железный занавес, в Россию поступали частицы другой культуры, но все они получали свое выражение неофициально. Слом наступил в 1990-е, когда то, что считалось андеграундом, стало очевидным искусством. Очень важно не терять настрой на поиск новых идей и новых форм самовыражения — тем более, что почти в каждом из жанров существуют признанные мастера, до чьих высот дотянуться (а не то что перепрыгнуть их) крайне сложно.

— Я считаю, что почти невозможно написать море лучше, чем Тернер или Айвазовский, или пейзаж лучше, чем, скажем, Шишкин, — говорит Вдовин. — Даже достигнув их уровня, ты будешь лишь повтором.

Нужно пытаться делать что-то свое, уникальное, отличное от существующего — иначе можно обречь себя на судьбу ремесленника, который всю жизнь будет писать одинаковые работы для рынка. Эксперимент всегда риск — в этой атаке на передовой поиска искусства можно пасть под пулями безвестности и невостребованности. Это погубило многих — не у каждого получается прыгнуть выше головы. Но если не пытаться сделать этого, то само ничего не родится.

Но искусство невозможно без мастерства. Поиски должны начинаться после освоения базовых принципов живописи, а не быть бездумными каракулями человека, который ничего не знает ни о принципах композиции, ни о законах перспективы.

— Например, Сальвадор Дали: я убежден, что ему удалось стать успешным живописцем потому, что, обладая блестящим умением работать в академической манере, он не боялся экспериментов и воплощал свои экстравагантные, а иногда граничащие с безумием идеи, — считает Вдовин.

КСТАТИ

Выставка «Ретроспектива» пройдет с 25 апреля по 15 мая и посвящена творческому пути живописца: на ней будут представлены как совсем ранние работы, которые были созданы еще во время учебы, так и недавние картины Василия. В разные годы Вдовин пробовал различные стили и направления живописи, чтобы найти свой уникальный стиль.

А сам художник говорит, что он по-прежнему в творческом поиске.

Новости партнеров