Вечный творческий поиск
Художник Василий Вдовин 25 апреля открывает персональную выставку в доме Нащокина в особняке Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Специально для «МЦ» живописец рассказал о том, как менялось отношение к работе творца в ХХ и XXI веке.
Эпоха бурных перемен в искусстве закончилась в середине XX века. Но на рубеже веков перемены касались не только искусства, но и технологии, производства и общественного сознания в целом.
Этот переворот подарил новую, ключевую идею: образование, особенно в искусстве, не конечно, рассказывает Вдовин.
— Было принято, что человек (мы говорим о художниках) должен выучиться, стать ремесленником и активно работать, — продолжает живописец. — На смену этой установке пришла идея, которая актуальна и сейчас: понимание вечного творческого поиска.
На какое-то время, если брать нашу страну, эта идея немного отходила на второй план — например, когда я учился, в 1970-е, 1980-е. Это была эпоха застоя, стабильности профессионального обучения. Но внутри профессионального сообщества бурлили вольные настроения.
Особенные волнения, по словам Вдовина, вызывали веяния с запада.
Несмотря на железный занавес, в Россию поступали частицы другой культуры, но все они получали свое выражение неофициально. Слом наступил в 1990-е, когда то, что считалось андеграундом, стало очевидным искусством. Очень важно не терять настрой на поиск новых идей и новых форм самовыражения — тем более, что почти в каждом из жанров существуют признанные мастера, до чьих высот дотянуться (а не то что перепрыгнуть их) крайне сложно.
— Я считаю, что почти невозможно написать море лучше, чем Тернер или Айвазовский, или пейзаж лучше, чем, скажем, Шишкин, — говорит Вдовин. — Даже достигнув их уровня, ты будешь лишь повтором.
Нужно пытаться делать что-то свое, уникальное, отличное от существующего — иначе можно обречь себя на судьбу ремесленника, который всю жизнь будет писать одинаковые работы для рынка. Эксперимент всегда риск — в этой атаке на передовой поиска искусства можно пасть под пулями безвестности и невостребованности. Это погубило многих — не у каждого получается прыгнуть выше головы. Но если не пытаться сделать этого, то само ничего не родится.
Но искусство невозможно без мастерства. Поиски должны начинаться после освоения базовых принципов живописи, а не быть бездумными каракулями человека, который ничего не знает ни о принципах композиции, ни о законах перспективы.
— Например, Сальвадор Дали: я убежден, что ему удалось стать успешным живописцем потому, что, обладая блестящим умением работать в академической манере, он не боялся экспериментов и воплощал свои экстравагантные, а иногда граничащие с безумием идеи, — считает Вдовин.
КСТАТИ
Выставка «Ретроспектива» пройдет с 25 апреля по 15 мая и посвящена творческому пути живописца: на ней будут представлены как совсем ранние работы, которые были созданы еще во время учебы, так и недавние картины Василия. В разные годы Вдовин пробовал различные стили и направления живописи, чтобы найти свой уникальный стиль.
А сам художник говорит, что он по-прежнему в творческом поиске.