Опрос

Традиционно на Соборной площади в преддверии Нового года устанавливают главную елку страны. А Вы знаете, откуда привезли в Москву главный символ праздника в этом году?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Великий психолог научил взрослых подавать руку детям

Лев Выготский жил в Москве с 1924 года, сперва на Моховой, потом на Серпуховской
Лев Выготский жил в Москве с 1924 года, сперва на Моховой, потом на Серпуховской
Лев Выготский жил в Москве с 1924 года, сперва на Моховой, потом на Серпуховской
Лев Выготский жил в Москве с 1924 года, сперва на Моховой, потом на Серпуховской

В рубрике «Кто все эти люди» мы рассказываем о тех, в честь кого названы улицы нашего округа.

В воскресенье, 11 июня, исполняется 83 года со дня кончины знаменитого психофизиолога Льва Выготского (1896 –1934). Память об ученом отразилась на московской карте всего два года назад — Проектируемый проезд № 6020 в Хамовниках, между Большим Саввинским переулком и Саввинской набережной, назвали переулком Льва Выготского.

Главное достижение Выготского — «культурно-историческая концепция развития высших психических функций». Согласно ей, есть два плана поведения — натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат исторического развития общества).

Суть культурного поведения — в использовании орудий (направленных на преобразование действительности) и знаков (направленных на преобразование других людей, а затем — на управление собой).

Выготский много занимался детьми, как сейчас говорят, «с ментальными проблемами». В его времена таких называли «слабоумные» — это было не ругательством, а термином. Возражая против этого, Лев Семенович сформулировал теорию о первичных и вторичных отклонениях: первичные связаны с дефектами мозга, а вторичные — продукт особого положения, которое проблемный ребенок занимает в обществе, они поддаются коррекции.

Выготский утверждал, что у каждого такого ребенка есть в запасе здоровые задатки, на которые надо опираться: «Всякий дефект создает стимул для выработки компенсации».

Открытием ученого стало понятие «зона ближайшего развития» — это уровень, которого ребенок может достичь только при помощи взрослого. «Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой», — учил Выготский.

НА ЗАМЕТКУ

Лев Выготский с юности болел туберкулезом легких. В 1932 году его начали травить за «идеологические извращения». От стресса он начал курить, это привело к роковому обострению болезни.

Новости партнеров