Великое стояние за бессмертным искусством
Новая тенденция — непонятно откуда взявшаяся тяга к великому — заставляет горожан оккупировать галереи. Недавно это явление коснулось и Пушкинского музея, где открылась выставка итальянского живописца Рафаэля Санти
Так уж повелось — у нас что ни выставка, то огромные очереди. Хотя нет, толпы людей собирают только самые раскрученные — Айвазовский, Серов, Рафаэль... Тяга к искусству или дань моде? В этом мы попробовали разобраться с экспертами.
От дверей ГМИИ им. Пушкина до угла уличной ограды очередь. Стоят люди всех возрастов.
— Что дают? — интересуюсь у одного из ожидающих.
— Ты что! Это же Рафаэль — художник эпохи Возрождения! — отвечает паренек.
— А что он написал, знаешь? — Мадонну с младенцем. Часто святых рисовал.
Но большинство тех, кто стоит в очереди, и этого не знают.
Очереди были всегда
Руководство музея признает очереди неизбежными. И даже гордится ими — это ведь показатель популярности выставки.
— Для Третьяковки на Крымском Валу очереди — новое явление, а мы к ним давно привыкли, — говорит Марина Лошак, директор Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина. — Поэтому ограничили посещение выставки Рафаэля 45 минутами.
Искусствоведы со стажем вспоминают: толпы у входа в Пушкинский стояли и десять, и пятнадцать лет назад.
Причины? Значимость произведений, представленных на выставке.
— Конечно, есть аудитория, которая могла ездить на Рафаэля во Флоренцию, — говорит руководитель центра изучения и проектирования музеев Иван Гринько. — Но сейчас в силу экономических причин этих возможностей стало меньше. И аудитория начинает обращать внимание на местные культурные события. Но ГМИИ и Третьяковка — это далеко не все музеи Москвы.
В столице насчитывается более трехсот музеев, и только в два из них стоят очереди, и то не всегда. О какой глобальной любви к искусству можно здесь говорить? — Не уверен, что все стоящие в очереди любят Рафаэля и знают его произведения, — рассуждает Гринько. — Скорее, это своеобразный акт престижного потребления культуры. В парижский Лувр тоже есть очереди. И многие в них стоят, чтобы посмотреть на Мону Лизу и поставить галочку в списке обязательных посещений.
Генетическая память
Эксперт-искусствовед и психолог Мария Ревякина полагает, что людей заставляет выстраиваться в очереди генетическая память поколений.
— Исторически в нашей стране сложилось, что люди сильно зависят от мнения большинства, — говорит Мария. — Им присуще стремление к коллективизму.
Еще один важный фактор, по мнению эксперта, — так называемая общность восприятия. Ведь современное искусство экспериментально, и о нем даже у специалистов редко складывается единое мнение. А Рафаэль — это классика.
— Мы живем в век технологических перемен, и в искусстве появляются новые техники и жанры, — говорит Ревякина. — А любые перемены — это стресс для психики человека, тогда как классика — это стабильность. Поэтому в каком-то смысле искусство можно сравнить с религией — и то и другое нематериально и обещает человеку некое спокойствие.
То есть посещение классических выставок — своего рода способ убежать от проблем.
Ближе к реальности
Психолог Ольга Маховская выдвигает еще одну версию культурного бума.
— Это как своеобразный флешмоб, — говорит она. — Люди собираются в определенном месте, зная, что там произойдет что-то уникальное. Они стали искать место для очного общения, которое обесценила виртуальная реальность. К тому же, превратившись в общество потребителей, мы не ощущаем себя причастными к большим проектам. И возможность прикоснуться к чему-то значимому очень важна.
Факты и рекорды
- Зимой в Третьяковской галерее работала выставка Серова. Очереди достигали трех километров, люди порой проводили на 15-градусном морозе по три часа.
- Выставку Айвазовского в Третьяковке за полтора месяца посетили более 235 тысяч человек. Эта экспозиция побила рекорд посещаемости галереи. Администрации даже пришлось продлить время работы Третьяковки по воскресеньям.
- Выставку Рафаэля за первый день посетили три тысячи человек. Некоторые отстояли в очереди по два часа, о чем они сообщили в книге отзывов. Продажа билетов продолжается.