Опрос

20 декабря 1958 года на Лубянской площади открыли памятник революционеру и партийному деятелю Феликсу Дзержинскому. А Вы знаете, где с 1994 года по настоящее время находится памятник?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Великое стояние за бессмертным искусством

14 сентября 2016 года. Вход в Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. На переднем плане две подружки — Даша из Москвы и Даша из Белоруссии (справа налево). Они не планировали посещать музей, но, как и многие, заинтересовались очередью и решили заглянуть «на огонек»
14 сентября 2016 года. Вход в Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. На переднем плане две подружки — Даша из Москвы и Даша из Белоруссии (справа налево). Они не планировали посещать музей, но, как и многие, заинтересовались очередью и решили заглянуть «на огонек»
14 сентября 2016 года. Вход в Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. На переднем плане две подружки — Даша из Москвы и Даша из Белоруссии (справа налево). Они не планировали посещать музей, но, как и многие, заинтересовались очередью и решили заглянуть «на огонек»
14 сентября 2016 года. Вход в Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. На переднем плане две подружки — Даша из Москвы и Даша из Белоруссии (справа налево). Они не планировали посещать музей, но, как и многие, заинтересовались очередью и решили заглянуть «на огонек»

Новая тенденция — непонятно откуда взявшаяся тяга к великому — заставляет горожан оккупировать галереи. Недавно это явление коснулось и Пушкинского музея, где открылась выставка итальянского живописца Рафаэля Санти

Так уж повелось — у нас что ни выставка, то огромные очереди. Хотя нет, толпы людей собирают только самые раскрученные — Айвазовский, Серов, Рафаэль... Тяга к искусству или дань моде? В этом мы попробовали разобраться с экспертами.

От дверей ГМИИ им. Пушкина до угла уличной ограды очередь. Стоят люди всех возрастов.

— Что дают? — интересуюсь у одного из ожидающих.

— Ты что! Это же Рафаэль — художник эпохи Возрождения! — отвечает паренек.

— А что он написал, знаешь? — Мадонну с младенцем. Часто святых рисовал.

Но большинство тех, кто стоит в очереди, и этого не знают.

 

Очереди были всегда

Руководство музея признает очереди неизбежными. И даже гордится ими — это ведь показатель популярности выставки.

— Для Третьяковки на Крымском Валу очереди — новое явление, а мы к ним давно привыкли, — говорит Марина Лошак, директор Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина. — Поэтому ограничили посещение выставки Рафаэля 45 минутами.

Искусствоведы со стажем вспоминают: толпы у входа в Пушкинский стояли и десять, и пятнадцать лет назад.

Причины? Значимость произведений, представленных на выставке.

— Конечно, есть аудитория, которая могла ездить на Рафаэля во Флоренцию, — говорит руководитель центра изучения и проектирования музеев Иван Гринько. — Но сейчас в силу экономических причин этих возможностей стало меньше. И аудитория начинает обращать внимание на местные культурные события. Но ГМИИ и Третьяковка — это далеко не все музеи Москвы.

В столице насчитывается более трехсот музеев, и только в два из них стоят очереди, и то не всегда. О какой глобальной любви к искусству можно здесь говорить? — Не уверен, что все стоящие в очереди любят Рафаэля и знают его произведения, — рассуждает Гринько. — Скорее, это своеобразный акт престижного потребления культуры. В парижский Лувр тоже есть очереди. И многие в них стоят, чтобы посмотреть на Мону Лизу и поставить галочку в списке обязательных посещений.

 

Генетическая память

Эксперт-искусствовед и психолог Мария Ревякина полагает, что людей заставляет выстраиваться в очереди генетическая память поколений.

— Исторически в нашей стране сложилось, что люди сильно зависят от мнения большинства, — говорит Мария. — Им присуще стремление к коллективизму.

Еще один важный фактор, по мнению эксперта, — так называемая общность восприятия. Ведь современное искусство экспериментально, и о нем даже у специалистов редко складывается единое мнение. А Рафаэль — это классика.

— Мы живем в век технологических перемен, и в искусстве появляются новые техники и жанры, — говорит Ревякина. — А любые перемены — это стресс для психики человека, тогда как классика — это стабильность. Поэтому в каком-то смысле искусство можно сравнить с религией — и то и другое нематериально и обещает человеку некое спокойствие.

То есть посещение классических выставок — своего рода способ убежать от проблем.

 

Ближе к реальности

Психолог Ольга Маховская выдвигает еще одну версию культурного бума.

— Это как своеобразный флешмоб, — говорит она. — Люди собираются в определенном месте, зная, что там произойдет что-то уникальное. Они стали искать место для очного общения, которое обесценила виртуальная реальность. К тому же, превратившись в общество потребителей, мы не ощущаем себя причастными к большим проектам. И возможность прикоснуться к чему-то значимому очень важна.

 

Факты и рекорды

  1. Зимой в Третьяковской галерее работала выставка Серова. Очереди достигали трех километров, люди порой проводили на 15-градусном морозе по три часа.
  2. Выставку Айвазовского в Третьяковке за полтора месяца посетили более 235 тысяч человек. Эта экспозиция побила рекорд посещаемости галереи. Администрации даже пришлось продлить время работы Третьяковки по воскресеньям.
  3. Выставку Рафаэля за первый день посетили три тысячи человек. Некоторые отстояли в очереди по два часа, о чем они сообщили в книге отзывов. Продажа билетов продолжается.
Новости партнеров