Верный слушатель, или зачем дети читают собакам в РГДБ
Современного ребенка практически невозможно усадить за книгу. Как это исправить? Читать с родителями, друзьями или, может... С животными? В Российской государственной детской библиотеке запустили необычный и полезный проект «Читаем вместе с собакой». На занятиях юные посетители могут выбрать любую книгу и прочитать ее четвероногому слушателю. Корреспондент сайта газеты «Москва.Центр» отправился 12 октября в учреждение, чтобы пообщаться с куратором проекта Анной Осипенко и кинологом Александром Филиным.
Цель проекта — привить ребенку любовь к чтению с интересом, раскрыть его зажатость и убрать страх перед читкой вслух. Во время интерактивных занятий специально обученные собаки-терапевты под присмотром кинологов слушают детей. Малыши чувствуют себя более комфортно, когда их не отвлекают, не торопят и не пытаются исправить ошибки во время чтения.
— Проект вдохновлен опытом наших зарубежных коллег. Мы запустили эту программу более пяти лет назад. Такие занятия смогут привить желание читать с интересом и любопытством, а также помогут снять психологический блок у детей, который мешает читать вслух и для себя, — рассказала куратор проекта Анна Осипенко.
С чего начнем?
Перед занятием дети могут выбрать любую понравившуюся книгу. Обычно, на полках стоят небольшие произведения, так как на один сеанс выделяют 15 минут. После этого ребенок садится на коврик рядом с собакой-терапевтом и начинает читать вслух.
Во время психологического тренинга в комнате никого нет, кроме малыша, животного и кинолога. Такие условия необходимы, чтобы не отвлекать ребенка от процесса и не переключать его внимание на других присутствующих. После чтения у детей есть возможность пообщаться с питомцем. Кинолог предложит юному читателю познакомиться с животным ближе — поможет покормить и погладить его
— Деток приводят разных — кто-то боится читать вслух, другие не берут книги в руки в повседневной жизни, что и является причиной для родителей отвести ребенка на занятия проекта. Основная сложность при чтении заключается в том, что дети боятся допустить ошибку. Такая практика нацелена на снятие зажимов. Важно юному читателю предоставить свободу от родителей, которые норовят дать рекомендации или исправить чадо, — уточнила куратор, — главное требование — начальный навык чтения, то есть, рекомендованный возраст для таких тренингов — от 5-6 лет.
Чтение — это весело!
По словам Анны Осипенко, места на тренинги заняты на две недели вперед. Программу посещают и студенты педагогических и медицинских учебных заведений. Такой опыт дает свои плоды при дальнейшей работе с детьми.
По словам Анны Осипенко, места на тренинги заняты на две недели вперед. Программу посещают и студенты педагогических и медицинских учебных заведений. Такой опыт дает свои плоды при дальнейшей работе с детьми.
— Всего в день проходят восемь таких сеансов. Подобные занятия родители устраивают, конечно, и дома. Если у малыша аллергия на собак, то ему можно предложить других животных, например, рыбок, черепаху или маленьких грызунов. После тренингов родители наблюдают положительные результаты, об этом говорят и отзывы, и популярность программы, — заключила Анна Осипенко.
Формат занятий очень удобен, ведь за 15 минут дети не устают. После тренингов родители дают обратную связь и отмечают, что малыши стали чаще брать книги в руки. А некоторые даже полюбили читать длинные произведения. Мамы юных участников рассказали, что ребята выходят после тренинга счастливыми, а взаимодействие с собаками в таком формате поднимает настроение. Еще многие родители обращают внимание на высокую психологическую эффективность урока. Некоторым детям такие тренинги помогли раскрыться со сверстниками и убрать страх перед чтением на публике.
Человек собаке друг, или какие собаки могут стать терапевтами
В собаке-терапевте главное — чтобы она была настроена на людей и любила их. Поэтому недоразумений между детьми и животными не бывает — «конфликтную» собаку к ребятам просто не допустят.
По словам кинолога Александра Филина, такой собакой может стать представитель почти любой породы.
— Чаще всего на роль терапевта выбирают лабрадоров или беспородных собак. Как правило, это средние и большие животные, потому что маленькие терьеры гиперактивны, — рассказал кинолог Александр Филин, — каждая собака проходит предварительное тестирование, которое начинается с того, что наши специалисты исследуют, до какой степени животное может терпеть боль до того, как оно огрызнется. Это обеспечивает безопасность детей.
На занятия в библиотеке допускаются только хорошо дрессированные собаки, которые знают команды «Сидеть» и «Лежать». Именно таким образом, а также при помощи лакомств, специалист указывает животному, что нужно оставаться рядом с ребенком во время чтения.
Благодаря уникальной программе можно устранить ряд психологических проблем. Собака-терапевт, профессиональный кинолог и куратор проекта помогут малышам раскрыть свои потенциалы и научат не бояться животных. А подобный формат тренинга можно с легкостью применять и дома.
ИНТЕРЕСНО
В культурных центрах Солт-Лейк-Сити (Соединенные Штаты Америки, штат Юта) программа с собаками-терапевтами проходит уже более 15 лет. Кроме этого, в европейских библиотеках животные-терапевты являются не просто гостями, а сотрудниками учреждений.
В Финляндии проводятся такие же занятия, но слушателя можно выбрать из разных животных. В данных программах принимают участие даже коровы.