Опрос

1 декабря отметят Всемирный день катания на коньках. А Вы знаете, какой из фактов о катках в центре Москвы неверный?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Весна над Ладожским каналом

Фото: сайт radikal.ru

12 мая, 285 лет назад, первые суда прошли по водам Староладожского канала. Чаще этот канал называют Петровским, так как еще в начале ХVIII века, в 1719 году начало его строительству положил Петр I.

Фото: сайт wikipedia.org

Строительство канала стало не только самой большой после Кронштадта и Петербурга стройкой петровской эпохи, но и стояла для царя на одном месте по важности с градостроительными проектами. В "Известии фельдмаршала графа Миниха о Ладожском канале" отношение Петра к проекту описано так:

"Так Петр Великий начинал дело, о котором он по основании Петербурга и Кронштадта наибольшее имел попечение, для того, что, как сам говаривать изволил , от сего канала будут питаться помянутые города и получать потребные материялы к строению флота и их самих, и Poccийская коммерция с Европою прийдет в цветущее состояние."

Фото: сайт funkyimg.com

Важность этой стройки заключалась в том, что канал мог наладить нормальное судоходное сообщение между Невой и Волгой в обход Ладожского озера, которое было очень опасным местом для навигации: в указе Петра I от 1718 года говорится об убытке, который нанесен казне гибелью более тысячи судов на озере.

И так, в 1719 году, 22 марта, после соборного молебна, Петр I взял в руки лопату, трижды заполнил землей тележку, и отвез землю с начальной точки канала к месту, где запланирована была стройка плотины. Тоже, согласно воспоминаниям графа Миниха, сделали все особы, которые в тот момент находились при Государе. Было положено начало работе, в последствии занявшей 12 лет.

Фото: сайт wikipedia.org

Главной причиной низких темпов работ стало небрежное ведение дел руководителем проекта - генералом-майором Скорняковым-Писаревым, - а также высокая смертность из-за плохой организации быта и производства. Осень 1923 года Петр лично проинспектировал работы. В итоге этой проверки руководство строительства во главе с Скорняковым-Писаревым было взято под арест. Новым главным инженером Ладожского канала назначается Бурхард Кристоф фон Миних, приглашенный в 1721 году в Россию послом в Варшаве и успевший завоевать уважение царя успешными проектами кронштадтских укреплений, Балтийского порта и новых дорог. И уже летом 1725 года к строительству были привлечены 7 тысяч вольнонаемных работников и 18 тысяч солдат регулярной армии.

Фото: сайт wikipedia.org

Именно благодаря стараниям и работе Миниха, первая навигация на канале была открыта уже в 1731 году. Императрица Анна Иоанновна торжественно открыла канал, лично разрыв лопатой перемычку в Шлиссельбурге. Общая длина законченного канала составила 104 версты, или 111 километров, а ширина по дну - 10-14 саженей, то есть, около 21 метра. Для регуляции уровня воды по обоим берегам канала были установлены по 16 водоспусков: находящиеся с озерной стороны канала отвечали за спуск лишней воды, а с нагорной стороны - за пополнение воды из резервных водохранилищ.

Фото: сайт wikipedia.org

Однако уровень воды в Ладожском озере, а, следовательно, и в канале - величина не постоянная. Так что, уже в 1732 году, учтя итоги первых двух навигаций, инженеры во главе с Минихом выдвинули на рассмотрение проект шлюзов в Шлиссенбурге и Новой Ладоге. Это решение закреплено в указе от 12 сентября 1732 года о выделении средств «…на достройку Ладожского канала и дело каменных шлюзов». На протяжении XVIII века шлюзы подвергались ремонту, однако серьезных изменений внесено не было. Но, уже в 1796 году, в связи с ростом Петербурга, как и его потребностей, возник проект создания нового русла Ладожского канала с выходом в Малую Невку. В 1800 году на реализацию этого проекта было выделено 117 тысяч рублей, однако изначально стоимость проекта была занижена - новое устье получилось слишком узким, с низкой пропускной способностью. Через три года утверждается новый проект более широкого русла, который полностью реализуется к 1806 году. Стоимость работ составила 376 082 рубля.

Фото: сайт wikipedia.org

С 1816 года встает вопрос о возвращении к первоначальной петровской идее бесшлюзового канала. В 1817 году император Александр Первый утверждает проект, на него выделяются деньги, однако никаких работ не проводится. В 1820 году руководство каналом переходит к генералу Петру Базену, который, сразу после назначения, подал рапорт о необходимости ремонта Шлиссельбургских шлюзов. Вплоть до 1822 года проет находился на обсуждении. Это было вызвано описанным ранее решением императора о строительстве бесшлюзового канала. Однако, в 1822 году, в связи с тем, что углубленее старого русла стоило бы примерно также, как и строительство нового канала, проект был утвержден герцогом Александром Виртембергским, занимавшим тогда пост Главноуправляющего Путями Сообщений.

Фото: сайт wikipedia.org

В рамках проекта, в частности, был построен знаменитый разводной двухпролётный мост на гранитных колоннах, а также сохранившийся до наших дней накопительный бассейн. Первый этап реконструкции канала был закончен в 1827 году. Вслед за этим последовало восстановление судоходства на Петровском канале. С 1836 по 1842 год реконструкции, хоть и менее масштабной, подверглось новое русло. Построили однопролётный разводной мост и две камеры шлюза.

Фото: сайт wikipedia.org

Однако, не смотря на все работы, уже в начале ХIХ века Староладожский канал перестал справляться с объемами судоходства. Сейчас для малого судоходства пригоден Новоладоский канал. А Петровский канал заброшен, зарастает травой и наполняется мусором. Так пропадает легендарное инженерное сооружение с очень непростой судьбой.

Фото: сайт wikipedia.org
Новости партнеров