Виктория Фатеева: Когда профессия любимая, разве может быть сложно?
Духовному театру «Глас» (Замоскворечье) в апреле исполнится 35 лет. К юбилею готовят очередную премьеру — легендарного «Гамлета». Работа над спектаклем идет уже несколько лет.
Роль протестантского священника в спектакле исполнит ведущая актриса театра Виктория Фатеева, которая недавно тоже отметила юбилей. Она рассказала корреспонденту «МЦ» о постановке, любимых ролях и родном театре. Корреспондент «МЦ» узнал у Виктории о работе над ролью.
— Виктория, вы участвуете во всех спектаклях театра. Не тяжело?
— Я привыкла: когда профессия любимая, разве может быть сложно? Совершенно нестрашно, наоборот, когда у тебя два выходных подряд, то это для меня непривычный график, некомфортно себя чувствую, не могу привыкнуть, что никуда не надо спешить. Я не хожу на больничные много лет. И все потому, что более двух дней не могу находиться дома, мне надо срочно ехать в театр. И если заболевание не вирусное, то все актеры стараются быстрее попасть на сцену — именно там проходят все болезни. Я знаю: вот сейчас выйду на сцену — и там все пройдет.
— Скоро у вас премьера — «Гамлет». Это пьеса, которая довольно много ставится. Многие актеры мечтают сыграть главную роль. А что для вас эта постановка?
— В нашем новом спектакле мы даже проводим своего рода расследование: был ли такой автор, как Шекспир, и кто скрывался под его именем. Многие думают, что сюжет избит, но Никита Астахов поднял такие вопросы, которые не поднимались ранее. Ведь время было такое: Средневековье, протестантизм стал наступать на Европу, было много убийств, смертей, переворотов, смена религий... Все это влияло потом на становление многих государств и вообще на мир. Не буду пока раскрывать всех секретов до премьеры, но этот «Гамлет» будет не похож на предыдущие постановки.
— Шекспира кто только не переводил! Сейчас существует около 50 переводов «Гамлета». Много из них читали и какой текст больше нравится лично вам?
— Мы выросли на переводе Бориса Пастернака, он считается классическим, и в институте ставили его отрывки. Но мы взял и Андрея Кроненберга — он звучит совсем иначе. В его переводе вскрываются другие смыслы. И этим интереснее — можно играть самим переводом, монолог может иметь другой смысл. И я считаю, что Кроненберг ближе нашим христианским основам.
— Как относитесь к спорам относительно авторства «Гамлета»? Сейчас вообще любят поговорить об этом: обсуждают авторство «Тихого Дона» и даже «Конька-Горбунка»...
— Частая история: люди, которые не могут сделать ничего сами, пытаются прославиться за счет известных личностей. Но в данном случае, по Шекспиру, мы не знаем всей правды: время ушло, практически не осталось и архивных документов. Есть, наверное, только человеческие ощущения: один человек читает и воспринимает по-своему, другому кажется, что такое не может написать один автор, а писали все 18 человек. Любое событие человек воспринимает по-своему.
— Виктория, вы уже 18 лет после окончания института работаете в одном и том же театре «Глас». Неужели не тянуло в другие, более престижные театры?
— В одном театре работаю так долго потому, что чувствую с ним духовную близость: я православная христианка. И попала в этот театр благодаря Божьей помощи. Когда пришла после института, впечатлило здесь все. Если в других театрах просматривали на скорую руку, прерывали, просили переходить на другие отрывки, то в «Гласе» прослушивал сам художественный руководитель Никита Сергеевич Астахов. Он просил прочитать еще, потом еще — неизвестно откуда появлялось вдохновение и желание проявить себя. Было приятно, что даже на прослушивании дали реализоваться.
— Первая репетиция не разочаровала?
— Наоборот, когда на первой репетиции Никита Сергеевич что-то объяснял, то поняла, что попала к единомышленникам, так как эти люди живут, как я. А ведь меня после прослушиваний приглашали еще в другой театр, и я благодарна, что Бог отвел меня от этого. Я очень счастлива, что осталась в «Гласе», мне здесь очень комфортно. Я не променяю его ни на какой другой театр!
— Откуда такая уверенность?
— Актерская профессия считается греховной. Мой духовник отговаривал поступать в театральный институт. Но я настаивала на своем, говорила, что не хочу заниматься ничем другим. И он все-таки благословил на поступление.
А придя в «Глас», я поняла, что наши нравственные принципы охраняются внутренними законами театра. Здесь есть свой духовник, который дает благословение на постановку каждого спектакля, приходит на репетиции и премьеры.
— Многие зрители привыкли, что спектакли ставятся по пьесам. В вашем же репертуаре есть и спектакли по стихам, например по Ахаматовой и Рубцову. Как относитесь к таким постановкам?
— Помимо пьес есть интересные личности. Есть Анна Ахаматова, но нет пьесы о ней. А «Поэма без героя» — вещь, которую, казалось бы, вообще невозможно поставить. Но работа была интересной. Есть спектакль про Александра Невского, по «Житию», ведь людям хочется рассказать об интересном человеке, про его судьбу и боль. Когда я только окончила институт, мне тоже было странновато: как можно ставить спектакль без пьесы. Но потом понимаешь, что к чему, и иначе все воспринимаешь.
— В «Горящих письмах» ваша героиня любит одного человека, тот отправляется в плавание, а она по настоянию матери выходит замуж за другого. Как считаете, насколько реальна такая история?
— Уверена, вполне реальна. Помню, когда мы только выпустили спектакль, у нас работала дама в администрации, которая сказала, что это про нее: у нее был такой капитан. И этот спектакль, конечно, больше откликается женщинам…
— Какие спектакли вам наиболее близки?
— Спектакль «Спасибо деду за Победу» настолько мой, будто героиня есть я сама, без всяких нюансов. Это все откликается у меня внутри: сила русского человека, готового отречься от всего ради общего дела. После него я очень тяжело отхожу.
— Виктория, а есть ли у вас любимые места в Центральном округе?
— Китай-город, район Замоскворечье, где находится мой театр «Глас». Это купеческий район, который пропитан духом старины и историей.
СПРАВКА
Виктория Фатеева родилась 5 января 1984 года. Окончила актерский факультет Института гуманитарного образования (курс заслуженного артиста России Александра Бордукова). Актриса духовного театра «Глас», снялась в кинофильмах «След», «Казанова», «Прокурорская проверка», «Гагарин. Первый в космосе», «МЧС», «Будараш», «Второе зрение», «Я скоро вернусь» и других. В 2019 году отмечена благодарностью руководителя Департамента культуры города Москвы «За большой вклад в развитие культуры города Москвы и в связи с 30-летием со дня основания учреждения».